«Зеркало» № 53: Гробман, Захаров, Татьяна Горячева, Бурлюк и Нусберг

Вышедший из печати номер приурочен к открытию в Музее Израиля в Иерусалиме выставки «Победа над солнцем: авангардные течения в русском искусстве XX–XXI века»

    «Зеркало» № 53: Гробман, Захаров, Татьяна Горячева, Бурлюк и Нусберг

    Обложка журнала «Зеркало» № 53. Апрель 2019 года

Размышления о русском авангарде начинает обзор «Россия. ХХ век: от авангарда к андеграунду» куратора экспозиции Татьяны Сиракович, где автор раскрывает свою концепцию выставки как эволюцию идей авангарда в искусстве нескольких поколений.

В микромонографии «Почти всё о Черном квадрате» известный в России эксперт по авангарду Татьяна Горячева прослеживает историю «Черного квадрата» Малевича. Историю интригующую — от возникновения замысла до последующей судьбы главного программного символа супрематизма. Вторая статья Горячевой, «Про фигурины», посвящена рождению футуристического театра в России — в частности, неосуществленному замыслу Лисицкого поставить оперу «Победа над солнцем». Он хотел воплотить ее на сцене в форме «электромеханического представления, где вместо актеров должны были действовать “фигурины” — огромные марионетки, приводимые в движение электромеханической установкой».

Тема статьи Лёли Кантор-Казовской «По следам русского авангарда: независимое искусство в России 1960–2000-х годов» — «разнообразная и сложная рефлексия по поводу русского авангарда 1910–20-х годов в свободном (то есть неофициальном) искусстве» России второй половины ХХ и начала ХХI века. Своеобразным продолжением этой статьи стало развернутое интервью, взятое Кантор-Казовской у одного из персонажей своей статьи, Михаила Гробмана, представшего здесь в качестве не только художника, но и одного из самых известных коллекционеров русского авангардного искусства.

Художник Вадим Захаров, представленный на выставке «Победа над солнцем…» инсталляцией «История русского искусства от авангарда до московской концептуальной школы», в статье «Воскрешение авангарда» иронически рисует возращение традиции авангарда как некий социально-художественный апокалипсис: «Воскресшие мертвецы прошлого с трясущимися треугольниками вместо рук и квадратами вместо голов будут сеять ужас, и нам от этого не уйти».

Рубрику «Прямая перспектива» составили два материала: эссе Михаила Гробмана о «Малевиче» и эссе Михаила Алленова «Окрест “Черного квадрата”», который в отличие от Гробмана, определявшего супрематизм Малевича как «своего рода художественный иудаизм», видит в «Черном квадрате» символику христианскую.

Рубрику «Звенья» составили:

— «Сувениры» — подборка ранних, по большей части никогда не публиковавшихся стихов Давида Бурлюка, отобранных им и переписанных в 1933 году в так называемую «тетрадь в парчовом переплете». Автор вступительной статьи Евгений Деменок;

— собрание эстетических манифестов группы «Движение», написанных в 1960-е годы художником Львом Нусбергом, участником Второго русского авангарда, основателем и руководителем кинетической группы «Движение», автором первых русских перформансов.

Завершает журнальный номер публикация стихов еще одного представителя Второго русского авангарда, Владимира Ковенацкого(1938–1986).

Источник