Завершено исследование скандального провенанса работ из собрания Корнелиуса Гурлитта

За 8 лет с начала работы специалистам удалось найти наследников 14 работ. И около 1000 предметов остались в границе «серой зоны»

    Завершено исследование скандального провенанса работ из собрания Корнелиуса Гурлитта

    Пресс-показ выставки работ из собрания Гурлитта в художественном музее Берна 7 июля 2017 годаФото: Valeriano Di Domenico/AFP/Getty Images.

Почти восемь лет спустя после обнаружения в доме Корнелиуса Гурлитта более 1,5 тысячи работ из собрания его отца, арт-дилера, сотрудничавшего с нацистским режимом, Хильдебранда Гурлитта, работа по исследованию провенанса этих произведений подошла к концу.

Правда, нельзя сказать, что она увенчалась успехом: за годы работы специалистам государственной немецкой организации German Lost Art Foundation удалось найти наследников владельцев 14 работ и установить факт «подозрительного происхождения» еще 500 работ. Около 1000 предметов так и остались в «серой зоне».

Такой результат вполне ожидаем: еще в 2016-м году, когда правительство Германии решило продлить работу экспертов «еще по крайней мере на год», подробно рассматривались причины, почему за предыдущий период розысков нашлись владельцы лишь 5 картин. С тех пор причины эти (основная масса находок — тиражные листы и графика, зачастую не имеющая подробного описания в архивах и документах, позволяющих установить владельца работы) никуда не делись, а исследовательский процесс зашел в тупик. Об этом недавно и заявил директор фонда Гилберт Лупферт, комментируя ситуацию изданию Swiss Info: «Мы исчерпали возможности всех доступных видов расследования».

Как бы то ни было, безотносительно результатов этого расследования, коллекция, доставшаяся по завещанию Гурлитта Художественному музею Берна, продолжает свою жизнь. После нескольких выставок в Швейцарии и Германии, в прошлом году она отправилась в музей Израиля в Иерусалиме.

Источник