Заметки об энергетике художественных форм

Заметки об энергетике художественных форм

Изложенные здесь размышления не имеют ничего общего с эзотерическими понятиями об энергетике форм и в большинстве случаев противоречат этим понятиям. Я не рассматриваю также оптические эффекты, связанные с чередованием монохромных или разноцветных геометрических фигур (мандалы, оп-арт и т.п.). Предметом данной статьи является виртуальная энергия, исходящая от художественного или иного изображения в результате зрительных ассоциаций или гештальта. Гештальт, напомню, — то, что зрительский глаз «хочет» видеть в том или ином изображении или объекте.
Я буду рассматривать в основном формы, свойственные фигуративному искусству (как плоским, так и объёмным изображениям), а также отчасти объекты архитектуры.

1. A- и V-формы*

Вот две буквы: А и V. С какими объектами и формами ассоциируются эти изображения? А — гора, пирамида, дом — объект неподвижный и долговременный. Буква А твёрдо стоит на земле двумя своими ногами и никуда не собирается перемещаться. Её виртуальная энергия близка к нулю.
V — птица, крылья, воздетые к небу руки. Она не имеет опоры и каким-то образом висит в пространстве, готовая упасть или улететь.
А и V — антиподы. А можно превратить в V, перевернув и убрав перекладину. Но для этого придётся затратить энергию, не говоря уже о поддержании V в пространстве. V, таким образом, — очень «заряженный» энергией знак!
Рассмотрим изображения, сходные по форме с А и V. Вот две одинаковые коленопреклонённые фигуры, различие которых только в положении рук. У левой фигуры они молитвенно сложены на груди (это А, не правда ли?), у правой — воздеты к небу (ярко выраженное V).

Заметки об энергетике художественных форм

Какие ассоциации вызывает левая фигура? Покой, смирение, покорность. А правая? Восторг, фонтан эмоций, желание взлететь. Правая фигура даже кажется крупнее левой, хотя, за исключением рук, это её точная копия. Просто она несёт в себе виртуальную энергию, вызванную зрительными ассоциациями.
Обратимся к скульптурной классике. Вот «Дискобол» — повторение работы античного скульптора Мирона.

Заметки об энергетике художественных форм

Благодаря отведённой назад и вверх руке с диском, силуэт фигуры сужается книзу, образуя V. На землю опирается лишь одна нога. Атлет ещё только начинает движение, но сколько в нём энергии! Недаром статуя много раз копировалась и повторялась разными скульпторами!
Вот другая, не менее известная статуя — «Давид» Микеланджело. Это А-форма: ноги расставлены, поза расслаблена, согнутая левая рука уводит взгляд зрителя от направления предстоящего удара.

Заметки об энергетике художественных форм

Видимо, Давид ещё только ждёт появления Голиафа, чтобы засветить камнем ему в глаз — фигура начисто лишена виртуальной энергии, и становится понятно, что автор в данном случае работал над изображением красоты мужского тела, а не над выражением его энергетики.
В архитектуре по понятным причинам преобладают А-формы, внушающие впечатление устойчивости и долговечности. Даже Эйфелева и Останкинская башни — сильно вытянутые к небу А, которые никуда не улетают и крепко стоят на земле. V-формы в архитектуре диктуются либо функциональной необходимостью (диспетчерские, силосные, водонапорные башни), либо стремлением архитектора или его заказчика к оригинальности. V-форма уместна, на мой взгляд, для спортивных сооружений, аэровокзалов и тому подобных зданий. А вот жить в доме, который собирается улететь, захочется не каждому.
Вспомним фигуру из двух пальцев, обозначающую пожелание победы. Она получила всемирное признание и распространение не только в тех странах, где население пользуется латиницей, но и там, где начальная буква слова Victory в обиходе отсутствует. Почему? Да потому что сама фигура, безотносительно её лингвистического смысла, крепко заряжена виртуальной энергией!

2. S как доллар и как молния

Моряки загранзаплыва называют эту букву «сиерра», а люди, не очень дружные с английским алфавитом — «эс как доллар». В изобразительном искусстве существует понятие «S-образной фигуры»: поворот головы, отставленная нога делают фигуру заметно живее по сравнению со стойкой «смирно» или даже «вольно». Обе рассмотренные выше статуи — S-образные фигуры, из чего можно сделать вывод, что S-образность сама по себе меньше влияет на энергетику фигуры, чем принадлежность к А- или V-формам.
С точки зрения виртуальной энергетики, «S как доллар» — довольно вялая штуковина. Но если её немного разогнуть, она станет похожей на молнию, и тогда... Вот такие S-молнии стали логотипом одной организации первой половины ХХ века, известной своими гнуснейшими делами. Поэтому я не стану продолжать с молнией и рассмотрю энергетику знака S на примере более безобидного создания — змеи.

Заметки об энергетике художественных форм

Вот два изображения одной и той же змеи. На левом змея точно повторяет очертания буквы S. Что можно сказать об этой змее? Вялая, сытая, неподвижная, греется на солнышке или переваривает добычу, никуда не стремится. Немного расправим её переднюю и заднюю трети. Что произошло? Змея поползла! На правом рисунке у неё появилась виртуальная энергия.
Энергетика «скрученных», извивающихся форм зрительно связана с энергетикой пружины. Когда пружина сжата, мы не можем судить, насколько она может распрямиться, если не видели её в отпущенном состоянии, поэтому статическое изображение сжатой пружины не вызывает у зрителя энергетической ассоциации. Зато пружина растянутая всегда полна виртуальной энергии, поскольку мы знаем конечную точку её сжатия — пока витки не упрутся друг в друга. Змея на правом рисунке — это растянутая пружина. Если растянуть её слишком сильно, приблизив к прямой линии, она потеряет упругость в глазах зрителя, следовательно, потеряет свою виртуальную энергию.
Различия в энергетике «скрученных» форм я заметил, когда работал над витыми столбами для деревянных крылец. Чем больше угол между витком и линией горизонта, тем сильнее «заряжен» энергией витой столб. Подбирая фотографии в Сети для иллюстрации этого утверждения, я пришёл к выводу, что изготовители столбов вряд ли задумываются об этом и придерживаются каждый своего выбранного стиля нарезки и способа разметки бревна (а многим из них и разметку, и резьбу делает машина). Между тем, энергия витых столбов, особенно при большом их количестве на архитектурном объекте, может сильно влиять на подсознательное восприятие этого объекта как его пользователями, так и сторонними людьми.

Вот примеры:

Заметки об энергетике художественных форм

На этом наборе фрезерованных столбиков можно проследить связь энергетики с характером нарезки. Левый столбик — две встречные спирали взаимно уничтожают энергию друг друга. Второй слева — нарезка с малым углом к горизонту — энергия небольшая. Третий столбик уже «кипит и извергается», а четвёртый — перетянутая пружина, потерявшая упругость.

Заметки об энергетике художественных форм

Здесь у всех столбов угол нарезки примерно одинаков — около 45 градусов, средний уровень энергии. Некоторое различие в энергетике вызвано разницей в частоте и характере нарезки — более массивные витки несут больше виртуальной энергии.

Заметки об энергетике художественных форм

Целая балюстрада сильно «заряженных» столбиков с максимально допустимым углом нарезки (примерно 60 градусов). По-моему, это «энергетический тарарам», вполне допустимый для мест общего веселья, но никак не для уединённых уголков тихого отдыха.

3. Энергия композиции

Скульптурная композиция — явление более интересное, чем одиночная круглая скульптура, поскольку в композиции появляются такие факторы, как взаимодействие частей, сюжет, ритм. Сюжет неминуем даже для абстрактной композиции — в силу того же гештальта. Зрительский глаз обязательно разглядит в хорошо скомпонованном наборе отвлечённых загогулин знакомую и понятную жизненную ситуацию.
Именно в силу большого количества действующих факторов рассуждать об энергии композиции и её зависимости от свойств и расположения составляющих частей оказывается весьма сложным. Я попытался сделать это для композиции из двух одинаковых максимально упрощённых и обезличенных «танцующих» на плоскости фигур, и вот что у меня вышло.
Целью построения и сравнения двух композиций было доказать, что «растянутое» пространство между фигурами обладает большей виртуальной энергией, чем «сжатое». Такое предположение следовало из вышеприведённой логики растянутой и сжатой пружины. К моему немалому изумлению, левая композиция со «сжатым» пространством оказалась куда более заряженной, чем правая — с «растянутым». Там энергия вообще куда-то делась!

Заметки об энергетике художественных форм

Хорошенько поразмыслив, я понял, что в дело вмешался сюжет. На левом рисунке мы видим явно конфликтную ситуацию — возможно, дело уже дошло до драки. Неудивительно, что там столько энергии! А что на правом? Персонажи то ли раскланиваются, то ли увлечённо наблюдают нечто на плоскости между ними. Откуда ж тут взяться энергии?
Ещё более заметна разница в энергетике этих композиций, если дополнить их третьим предметом, размещённым в соответствии с образовавшимся сюжетом.

Заметки об энергетике художественных форм

Слева — кульминация действия, выброс энергии, справа — момент нерешительности, предшествующий началу каких-либо действий — энергия стремится к нулю, чтобы затем перейти через него и начать возрастание.
В заключение хочу показать по-настоящему «заряженную» композицию советского скульптора Чайкова.

Заметки об энергетике художественных форм

Оставив за скобками гениальное техническое решение данной композиции, убедимся, что обе её фигуры — ярко выраженные V-формы, а силуэт самой композиции в целом — тоже V-форма. Прибавим к этому футбольный сюжет («...Удар!.. Гооооол!!!») — шкалы не хватит, чтобы измерить полную энергию.
Что же можно сказать в итоге об энергетике композиций? Несомненно, она зависит от формы составляющих объектов и их взаимодействия, рождающего сюжет. Благодаря сюжету и ритму полная энергия композиции может многократно превысить суммарную энергию её частей — в том случае, если сюжет и ритм работают в согласии с формой и расположением этих частей.
Всё вышесказанное вовсе не означает, что автор непременно должен стремиться к насыщению энергией своего произведения. Нет! Энергией следует разумно управлять. Возможно, целью художника является создание произведения, излучающего умиротворение и покой — тогда выбранные им формы и их взаимодействие должны соответствовать именно этой цели и не вносить в сюжет противоречия и разнобой.
Покорнейше благодарю неизвестных мне людей, сделавших и вывесивших в Сети фотографии, использованные здесь в качестве иллюстраций. Рисунки сделаны автором данной статьи (извините за их корявость).

Скульптор Константин Сельский

*) Термин «V-формы» встречается в Интернете применительно к любым предметам, напоминающим по форме или очертаниям эту букву. Термина «А-формы» я не нашёл, беру ответственность за его использование на себя.

Источник