Учёные раскрыли секрет яркости картин Рембрандта

В пробах из трех картин Рембрандта был найден редкий минерал плюмбонакрит, используемый сегодня в автомобильной промышленности для закрепления красок красных и оранжевых оттенков

    Учёные раскрыли секрет яркости картин Рембрандта

    РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн. Сюзанна. 1636Коллекция Маурицхёйс, ГаагаОдна из картин, принявших участие в исследовании

Особая пастозная манера живописи Рембрандта Харменса ван Рейна на протяжении веков не давала покоя искусствоведам. Постепенно они выяснили, что Рембрандт использовал распространенные в Голландии XVII века красочные пигменты, такие как свинцовые белила (получаемые искусственно), церуссит (природные свинцовые белила, встречаются гораздо реже) и органические материалы (например, льняное масло). Однако полностью секрет красочных составов великого мастера не раскрыт до сих пор. Но завесу тайны приоткрыло недавнее исследование в научном комплексе European Synchrotron Radiation Facility (ESRF) во французском Гренобле. Для изучения химического состава пастозной живописи Рембрандта были взяты микропробы из трёх картин – «Сюзанна» (Маурицхёйс, Гаага), «Купание Вирсавии» (Лувр, Париж) и «Портрет Мартина Солманса» (Рейксмузеум, Амстердам).

Результаты ошеломили ученых. Во всех трех образцах был найден крайне редко используемый в живописи минерал плюмбонакрит. Он встречается лишь в одной картине Ван Гога, в некоторых картинах ХХ века, и ранее никогда не попадался в картинах Старых Мастеров. Сегодня его используют в автомобильной промышленности — для закрепления красок красных и оранжевых оттенков. Причем, как показало исследование, минерал появился в красочном слое картин Рембрандта не в результате случайности или нежелательной химической реакции за века бытования, а в результате целенаправленного синтеза.

Присутствие в красочном слое плюмбонакрита указывает на наличие щелочной среды. «Основываясь на исторических текстах, мы полагаем, что Рембрандт мог для этого [щелочной среды] добавлять окись свинца, или литарг, в масло, чтобы в результате из этой смеси получить пастообразную краску», — комментирует результаты исследования эксперт ESRF Мэрин Котт.

Это открытие прежде всего может помочь при консервации и реставрации картин Рембрандта. Но, конечно же, художник мог использовать и другие рецепты красочных составов. Все это должно стать предметом будущих исследований.

Источник