Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

В этом году мы с мужем запланировали участие в нескольких фестивалях и конкурсах. Как будет дальше — не знаю, но пока идем по графику. Во вторник вернулись из Чебоксар с 16-го Всероссийского конкурса народных мастеров декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая». Для нас это было очень серьезное мероприятие, так как мы участвовали в конкурсе, муж в номинации «Войлоковаляние», а я в своей любимой — «Текстильная кукла».

Этот фестиваль проводится ежегодно 16 лет подряд и приурочен ко Дню Республики Чувашия, так что это всегда праздник.

Два года назад в Чебоксарах я с успехом приняла участие в таком же конкурсе. Тогда атмосфера праздника и творчества произвела на меня сильное впечатление, я поняла и открыла много нового для себя.

А в этом году появилась возможность снова поучаствовать в конкурсе не только мне, но и мужу. Для мастеров прибавили несколько новых номинаций, одна их них — войлоковаляние. Тут, как говорится, мужу и карты в руки. Начинал он с того, что помогал мне валять основы для игрушек, а потом плавно переключился на воплощение собственных замыслов, и достаточно удачно. Его игрушки и брошки разлетаются, как горячие пирожки.

По прошлому опыту участия я вполне представляла, что ожидает нас на конкурсе. В этом году условия практически не изменились. Мастерам-участникам так же предоставлялось проживание, питание, автобус, оборудованные места для изготовления конкурсных работ, палатки для продаж , все это за счет принимающей стороны — гостеприимной Чувашии. Правда, ввели регистрационный сбор — 500 руб. Ну где ж теперь бывает совсем даром! Проезд до Чебоксар был за свой счет. Очень многие мастера приезжали по командировочным удостоверениям. Нам, хоть мы и заявлялись от клуба «Сурская мозаика» и представляли Пензенскую область на этом мероприятии, на такую поддержку рассчитывать не приходится, так уж повелось у нас в Пензе.

Ехать решили на поезде, благо  можно доехать без пересадки. Последний раз по ж/д я ездила лет десять назад, поводов побывать на нашем вокзале у нас с мужем как-то не было (все на машине да на машине, а сейчас наша голубушка на ремонте). Ну что, были приятно удивлены переменами к лучшему. Вполне современный гармоничный интерьер, удобное информационное обеспечение, простор, чистота... На вокзале царила благостная атмосфера. Слышалась иностранная речь, повсюду кучковались иностранные болельщики южноамериканского вида — рядом с нами в 1,5 часах езды  Саранск. Он  город маленький, гостиниц не хватает, поэтому половину болельщиков расселили в Пензе.

Поезд пришел по расписанию. Еще одна приятная неожиданность — полупустой плацкарт, ехалось спокойно, кондиционеры работали, даже храпунов не слышалось.

По приезде в Чебоксары, еще на подножке поезда, нас горячо приветствовал таксист с чувашским акцентом и за сумму в 150 руб. взялся нас доставить в любую точку города.

Как оказалось, ехать нам было недалеко. Всех мастеров разместили в студенческом санатории-профилактории на Московском проспекте. Доехали без проблем, заселили нас быстро. Мы получили двухместный номер с одним «но» — такой комфорт имелся только на пятом этаже, на более низких этажах номера были 3-х и 4-х-местные. Наш увесистый и объемный багаж не располагал к таким подъемам, пришлось собрать в кулак волю и все силы для рывка вверх — и вот мы уже в светлом и чистом номере, в нем даже прохладно.

Общее собрание было назначено на 16:00. Немного отдохнув, мы пошли побродить по окрестностям. Через дорогу мы обнаружили парк «Амазония».

Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

Такая приятная тень в жару...

Парк пока в процессе строительства, но побродить под деревьями, поесть мороженого у нас все равно получилось. Было искушение прокатиться на колесе обозрение, но жара вызвала приступ лени, и мы решили вернуться в свое временное пристанище.

В 16:00 мастера собрались в конференц-зале. Нам сообщили программу фестиваля, а также тему завтрашнего конкурса, что особенно всех волновало. Каждый год в Чувашии посвящен либо какому-то событию, либо основным человеческим ценностям ( Отец и Мать, Труд и т.д), либо видным чувашским деятелям. Этот год в Чувашии посвящается просветителю чувашского народа Яковлеву И.Я. Поэтому в первом приближении тема не выглядела особо благодатной. К конкурсу все-таки надо заранее подготовиться, знать хотя бы приблизительно, что будешь делать. По телефону  на вопросы о теме и просветителе Яковлеве И.Я. организаторы отвечали, как и полагается, уклончиво, но в том смысле, что возможности для раскрытия темы будут широкие.

И вот тему объявили. Звучала она так «Любой стране, любой нации нет славы большей, как создавать нечто для всего». Одним словом, замысловатенько.  В общем, стало ясно — делай нечто для всего, кто во что горазд.

Нам также рассказали, что формат конкурса немного поменялся. Традиционно конкурс проходил во внутреннем дворике Национального музея Чувашии. В этом году решили его провести в старинном городке Мариинский Посад в 50 км от Чебоксар.

Все организационные вопросы наконец были решены, и нас повезли на экскурсию в этнографическую деревню ЯснА. Ехали мы туда, как нам показалось, довольно долго, и надеялись, что это будет стоить наших усилий и времени.

Оказалось, действительно стоило!

По ровной дорожке мы подкатили к небольшим домикам. На выходе из автобуса нас встречал фольклорный чувашский ансамбль.

Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

Нам сказали, что для нас поют приветственную заздравную песню.

Под песни и приплясывания нам стали подносить в деревянных ковшиках  чувашский шербет. По вкусу он напоминает русский сбитень, правда, не такой сладкий. В нем так же чувствуется корица, имбирь, какие-то травки, мед, даже показалось, что и перец есть. На наши вопросы о составе бабушка-чувашка отвечала «А не знаю, это не мы варим, это другой женщин».

Также все отщипнули по кусочку вкусного домашнего хлеба.

Затем к нам подошла женщина с деревянным ведерком, в котором плескалась темная густоватая жидкость с пенкой.

Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

Мы думали, что это опять шербет, решили выпить еще по ковшику.

Представляете, это оказалось домашнее пиво, которое они варят здесь же. Я не пивной знаток, но вкус напитка меня впечатлил. Могу сказать одно — то, что продается у нас в магазинах и пивоварнях, даже близко  с этим домашним пивом поставить нельзя.

После такой радушной встречи нас повели осматривать этнодеревню. Экскурсовод очень интересно рассказывала о чувашских верованиях, обычаях, легендах, связывая все это с современным мировосприятием человека.

Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

Мы побывали у священного дуба, попили воды из колодца. Пахло свежей травой и цветами, щебетали птички, разносились по лесу народные песни.

Так бы и сидела на этой лавочке, слушала лес...

После экскурсии желающих повели на мастер-класс — учиться играть на народных чувашских инструментах. Мастера самозабвенно свистели, пищали, барабанили, дудели — приобщались, так сказать, к этносу.

Тем временем стали подкатывать и другие автобусы. Из них высаживались люди в народных костюмах. В Чебоксарах об эту же пору проходил музыкальный фестиваль «Родники России», вот участников прямо с концерта и привезли отдохнуть. Правда, и тут был устроен импровизированный концерт. До чего же красиво звучат народные песни на природе!

Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

В сторонке на поляне горел костер, над ним висела пара больших  закопченных чайников. Рядом за столиком гостей угощали вкуснейшим чаем на 40 травах.

Солнце начало садиться, воздух стал сиреневым, прилетели комары. Уезжать не хотелось.

Следующий день был важным испытанием для всех нас, надо было как следует отдохнуть.

Утром 23 июня подъем был ранним, завтрак с 06:30 до 07:30. Спустившись на завтрак, мы обнаружили, что нас будут кормить как больных людей по санаторным нормам. В завтрак входило: тарелка каши, омлет с ветчиной и помидоркой, большой кусок масла, стаканчик йогурта, апельсин, мини-рулет, чай. А, да, забыла — и  полстакана сметаны. Еще по вчерашнему ужину было понятно, что голодать не придется, на завтраке окончательно в этом уверились.

В 07:30 подошли комфортабельные автобусы, мы спокойно погрузили багаж, удобно уселись и с легким волнением поехали на конкурс в Мариинский Посад. Ехать надо было порядка 50 км. Во время поездки с удовольствием разглядывали Чебоксары и Новочебоксарск, позже любовались загородными пейзажами.

Мариинский Посад — небольшой старинный городок на берегу Волги. В нем имеется несколько музеев, различные достопримечательности. Есть плавучая пристань — дебаркадер. К ней пристают теплоходы с туристами, для них проводят экскурсии по городу.

Наши палатки для конкурса были расположены на центральной улице, ведущей к Волге. Вид отсюда открывался живописный.

Это наши рабочие места

Памятник покровительнице города императрице Марии Александровне.

На берегу Волги была устроена главная сцена.

Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

Как хотелось окунуться в волжскую водичку! Но некогда, некогда...

Внизу сцена. Когда шел концерт, кто-то из зрителей сидел на лавочках, а кто-то — на травке.

К сожалению, осмотреть мы смогли только окрестности в радиусе 300 метров, на большее не хватило ни времени, ни сил.

На палатках уже висели плакатики с названием областей, из которых прибыли мастера. Каждый нашел свою палатку, и мы стали размещаться в них. Конкурс начинался в 10:00 и заканчивался в 18:00. За это время надо было выполнить готовую работу по теме.

Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

Надо сказать, отношение к мастерам со стороны организаторов было самое внимательное. За каждой палаткой были закреплены волонтеры. Они приносили холодную воду, следили за палаткой, если мастеру надо было отлучиться, разносили обед, помогали собирать вещи, ну просто ангелы

С самого утра стояла невыносимая жара. Палатка укрывала от прямых солнечных лучей, но под плотной тканью внутри была настоящая парилка и мастера сидели как в баньке. Размышлять о комфорте и мечтать о кондиционере было некогда. Конкурсу дали старт и работа в палатках закипела. Мастера лепили, ткали, вышивали, плели, делали кукол, валяли, расписывали, вырезали — старались изо всех сил. Периодически проходило жюри, смотрели, как мы работаем. Это нисколько не отвлекало. Зато местные жители и туристы с теплоходов требовали к себе внимания. По ходу конкурса можно было выставить и продавать свои изделия. Конечно, мы этим воспользовались, тем более что народ покупал наши работы охотно.

Понятно, концентрация внимания на работе слегка снижалась, да и время отнималось. Ну тут уж дело хозяйское, не хочешь — не продавай, не отвлекайся, а только работай. Мы и работали, и торговля у нас шла. Внизу, на берегу Волги весь день выступали артисты. Звучали народные русские и чувашские песни, любимые песни прошлых лет, было театрализованное представление. В общем, творили мы свои шедевры под музыку.

Петр, мой супруг, валял грамотея-котика, который учит мышку читать. Маленькую деревянную лавочку он сделал и подтонировал еще дома (как аксессуар), поставил ее на маленький домотканный половичок (тоже из дома прихватили), посадил на лавочку котика и мышку с книжками — и композиция была закончена. Отшлифовать котика и мышку времени уже не хватило, на такой конкурс основу все-таки надо набивать заранее, будем иметь в виду.

Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

За котиком с мышкой маячит Майский кот — домашняя работа.

Меня всегда тянет на что-то монументальное, поэтому я замахнулась на композицию из четырех кукол-столбушек — дедушка с бабушкой и внучок с внучкой. Конечно, я продумывала еще дома, что буду делать, хоть и не знала темы. Просто решила мастерить, что задумала, а там уж как-нибудь с темой увязать. Конечно, надо было бы не такую объемную работу делать, поменьше, лучше потщательнее проработать детали. Ну что ж, к особо одаренным я не отношусь, учусь на своих ошибках. Доведется принимать участие в другом конкурсе — учту этот опыт.

Свою композицию я все-таки успела сделать в том объеме, с теми основными деталями, с которыми и задумывала. Работу с Петром мы сдавали практически последние, на ходу писали аннотации. Для оценки жюри кроме конкурсной выставлялась еще и домашняя работа. После конкурса обе работы передавались в фонд музея народного творчества.

Уф, работы сдали, аннотации написали, умылись, на улицу спокойно вышли, огляделись. Концерт закончился, народ схлынул с центральной улицы, с Волги тянуло ветерком. За весь день не было времени пофотографировать сам конкурсный процесс, теплоходы на Волге, живописные городские улочки.

Днем нам приносили обед — тушеная говядина с черносливом, молодой запеченный картофель по-деревенски, греческий салат, компот и пирожок, все очень вкусно. Особо смаковать обед не пришлось, поглотали его быстро, как удавы.

А вечером нам накрыли ужин на пристани. Заслуженный отдых после напряженного трудового дня, рядом с Волгой — ну просто праздник какой-то!

Помыли ручки в Волге.

Ждем, когда нам принесут гусей-лебедей и прочие яства.

Как здорово у воды!

Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

Наконец, уставшие от работы и от жары, мы уселись в автобусы и поехали в Чебоксары.

Два дня, 23-24 июня в Чувашии по всем городам и весям празднуется День республики. Праздник — это хорошо. Есть только один нюанс. После изнуряюще жаркого дня очень!-очень! хотелось выпить холодного пива. Облом-с. Никакого спиртного в эти дни в Чувашии не продают. Так что просто похлебали водички.

Мастера помоложе и пошустрее вечером еще отправились на набережную залива смотреть фестиваль фейерверков. Мы к такому подвигу не были готовы, предпочли душ и мягкую кровать. Мы уже начинали засыпать, и тут нас разбудил грохот салюта. Набережная, оказывается, совсем недалеко. Мало того, выглянув в окно, мы обнаружили, что фейерверки не только слышно, но и прекрасно видно. Конечно, полного эффекта присутствия не было, но представление о фестивале фейерверков получили.

На следующий день, в воскресенье 24 июня, мы участвовали  в праздничной ярмарке на Красной площади в Чебоксарах. Нам установили палатки с названиями регионов, мы разложили свои товары.

Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

Утро, покупатели еще не проснулись.

Какие чудесные работы привезли мастера!

В 10:00 нас пригласили в Национальный музей (это рядышком через дорогу) для объявления итогов конкурса.

За палатками оставили присматривать волонтеров.

Начался очень волнительный этап. Ведь каждый, кто участвует, готовится победить, и с замиранием сердца ждет, чье имя жюри назовет следующим.

Сначала давали дипломы участников конкурса. Огласили весь список, своих фамилий мы с мужем не услышали. Значит, стали лауреатами конкурса, заняли какое-то призовое место.

Очень хотелось бы первое, но в душе я почему-то заранее знала, что будет третье место у меня и третье у мужа. Так оно и вышло. За третье место давали диплом 3 степени и настенные памятные часы с чувашским гербом. За второе — диплом и утюг (без герба), за первое — диплом и эл.чайник (тоже без герба). Гран-При получила молодая ткачиха из Республики Коми за тканый пояс. Приз — ноутбук — ей вручал вечером на главной сцене Глава Республики Чувашия.

Кто-то из мастеров радовался, кто-то был расстроен и разочарован — что поделаешь, «...ведь пряников сладких всегда не хватает на всех...».  А мастера приехали сильные, работы, по мне, все были просто замечательные. Задача перед жюри стояла непростая, как они говорили, спорили до хрипоты.

Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

Надо сказать, жюри было большое — 7 человек, причем из разных регионов, компетентные эксперты и искусствоведы, так что не доверять судейству оснований не было.

Да, забыла сказать, была на этом конкурсе новая очень интересная номинация — «Диалог поколений: мастер и его ученик». И многие мастера приехали со своими учениками. За ученика считалось лишь молодое поколение до 18 лет. Я попыталась выдать супруга за своего ученика — как у незабвенного О.Бендера — «со мной будет мальчик», нет, почему-то такой вариант не прошел. Хотя я же учила Петра валять, ну и что, если возраст у него предпенсионный, разве это умаляет ценность наставничества? Ученики также участвовали в конкурсе, кто помогал родителям или преподавателям, кто делал самостоятельную работу. Душа радуется таким талантливым ребятишкам!

После награждения мы вернулись в свои палатки. Было еще жарче, чем накануне. Мы думали, что все нормальные люди сейчас должны быть на пляже. Тем не менее рядом с нами была Главная сцена, где шли заключительные выступления фестиваля «Родники России», на берегу залива расположилась региональная выставка-ярмарка, и было довольно многолюдно.Продажами мы с мужем остались довольны. Большой чемодан с игрушками изрядно похудел. Дорога и все расходы окупились полностью и осталась прибыль. Жара, конечно, изматывала. Холодная вода, которую нам приносили, моментально нагревалась. В палатке было жарко, как в сауне. На солнцепек все же из нее выходить не хотелось, поэтому и фотографий с прадника сделать не получилось. После обеда мастера начали потихоньку разъезжаться по домам. Обменивались контактами, приглашали друг друга в гости. За дни фестиваля все перезнакомились, не скажу, что сдружились, просто нашли близких по духу людей, с которыми хотелось бы общаться и дальше.

Я занимаюсь игрушкой всего три года, Петр — два, нам еще многому надо учиться. И конечно, встреча с настоящими мастерами очень многое дает. Очень интересно посмотреть, что каждый из них делает, обязательно увидишь и отметишь что-то для себя нужное и интересное. После таких встреч появляется много идей и сильное желание сделать свои работы лучше, осмысленнее, профессиональнее.

Так что мы с мужем (за всех говорить не буду) остались очень довольны фестивалем. Организация отличная, условия проживания прекрасные. Атмосфера праздника, радость творчества, чувство, что ты поняла что-то новое и важное о своем деле, только время нужно, чтобы осмыслить — вот за что я люблю фестивали, с них всегда возвращаешься немного другим человеком.

Всем мастерам, кто желал бы испытать себя, свои силы в конкурсном состязании, очень рекомендую воспользоваться такой возможностью на следующий год. Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» проводится в Чебоксарах ежегодно уже 16 лет, в третьей декаде июня. Заявки на конкурс принимаются обычно до 20 мая.

К вечеру небольшой группой мы вернулись в профилакторий, поужинали. В такую жарищу выходить никуда не хотелось, ленились у себя в комнате. Как стемнело, посмотрели салют в окошко, он был покруче, чем вчерашние фейерверки, казалось, огромные огненные шары и бахрома рассыпаются над соседней крышей.

Наш поезд уходил в понедельник ночью, думали, вот и есть у нас время осмотреть все городские достопримечательности. По факту же получилось, что по такой жаре — +37*С — ходить нереально, поэтому сели под тентом у залива и наблюдали чаек и  картинки чебоксарской жизни.

Всероссийский конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах 22-24 июня 2018 г

Чайки распознали в нас кормильцев и периодически орали на нас «Жрать давай!»

А  в 16:00 мой супруг меня повел — ну куда еще футбольный болельщик может отвести свою жену? — конечно, в фан-зону, которую он заприметил накануне на Красной площади.

Перед началом матча выступал молодежный спорт-балет, народ был взбудоражен, но все проходило очень культурно. Я не заметила ни одного человека с бутылкой или банкой пива в руках, все пили мин.воду и поедали мороженое. И жаждали победы.

Ну что сказать, не смотрела я футбол всю жизнь, нечего было и начинать. Не для моих нервов такое зрелище. Я себя даже поймала на том, что в особо критичные моменты визжала и орала, как и все прочие ушибленные футболом граждане.

Супруг мой  было размечтался, что Россия выйдет в финал. Но после этой игры слегка пришел в себя, вспомнил, что наша команда занимала 70-е место в рейтинге и утешился, что она вышла в плей-оф.

Мы зашли в кафе поужинать, наконец-то попробовали местного холодного пива, и с чувством, что почти выполнили программу максимум, двинули на вокзал. Наш поезд отправлялся ночью. До его отхода провели время в прохладе и одиночестве в зале ожидания. Когда мы заняли наши места в вагоне, оказалось, что и обратно мы поедем в полупустом плацкарте. Кондиционер работал исправно и все спали тихо, как мыши.

Наконец-то наше путешествие закончилось. С радостным волнением уезжали из дома, с радостью возвращаемся. Дома нас всегда ждут, готовят встречу со всякими гастрономическими изысками, ждут наших рассказов и фотографий.

Ну, а нам — отдохнуть, и за работу, надо пополнить запас игрушек, их много раскупили в Чебоксарах. А у нас скоро праздник — Лермонтовский день поэзии в Тарханах, и там будет большая ярмарка народных мастеров. Так что постараемся к нему воплотить новые идеи.