Войлок. Еще немного из его истории

Войлок. Еще немного из его истории

Начало публикаций на тему войлока здесь>>

Валяная шерсть помогала человеку выживать во все времена. Известно, что  родоначальниками этого ремесла стали кочевники. Почему они так полюбили войлок? Этому есть множество причин. Сам образ жизни кочевых народов требовал надежности материалов, из которых был обустроен их быт. Одежда, обувь, предметы обихода, жилище должны были надежно защищать кочующих и воюющих людей в суровой степи, быть износостойкими. Жилище, к тому же должно было быть мобильным. Поэтому войлочные юрты стали великим изобретением кочевников, ко всем их достоинствам можно смело отнести их транспортабельность. Если бы мы смогли заглянуть в степи времен великого переселения народов, то нашему взору открылись бы «кочующие города». Вот, видите, идут повозки с установленными на них войлочными юртами. Завораживающее зрелище — плывущий город. И сразу на ум проходят строки китайского поэт Бо Цзюй-и, посвятившего еще в IX в. такой юрте стихотворение «Голубая юрта»

…Шерсть собрали с тысячи овец,
Сотни две сковали мне колец,
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив…
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя ее твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло…
Войлок против инея — стена,
Не страшна и снега пелена…

Войлок. Еще немного из его истории

На то, чтобы изготовить такую юрту  нужно было использовать более 100 кг шерсти, тогда, как с одной овцы можно получить не более 5 кг. Поскольку овец, дающих шерсть, должно было быть много, а шерсть диких овец, не обладает свойствами, необходимыми для сваливания шерсти, то одомашнивание овец  поспособствовало развитию войлоковаляния.

Но, не только кочевники изготавливали и использовали войлок. Давайте еще раз включим воображение. Видите развалины древнего Помпеи, разрушенного в результате  извержения  вулкана Везувия еще в 1м веке н.э.? Смотрите, что это? Теперь это не развалены, а настоящий город . В разных уголках Помпеи работают специальные мастерские шерстоткацкого производства. Кто то из мастеров здесь моет и чистит шерсть — это ланифрикарии, люди, ее красящие, называются инфекторы, а те мастера, которые корректируют потускневшие краски на поносившейся одежде, именуются оффекторами, валяют сукно (шерстяную валяную ворсистую ткань) — фуллоны, а изготовлением настоящего войлока занимаются мастера — коактилиарии (первоначально эта функция была обязанностью фуллонов). А вот и мастерская фуллонов, по сути это сукновальня. В небольшой загородке  стоит  чан, в него  налили теплую воду, добавили соду (хотя чаще вместо соды для этого процесса использовали мочу), теперь в этом растворе замочили шерсть, в результате соединения содержимого чана с жиром, оставшимся в шерсти образуется мыло, которое отлично смоет всю грязь с замоченной  шерсти. Теперь сукновалы  влезли в чан и стали топтать замоченную шерсть, при этом они держатся за стенки загородки, в которой стоит чан, и подпрыгивают. Такое движение назвали танцем фуллонов.

Войлок. Еще немного из его истории

После этого шерсть моют в нескольких водах, раскладывают на столах и начинают бить палками, под воздействием чего  шерсть очищается от оставшейся грязи и начинает сваливаться. Обработанную  таким образом шерсть вывешивают горизонтально для просушки.

Войлок. Еще немного из его истории

Теперь, когда шерсть высохла, приступают к ворсованию. Для этого ее надирают вручную шкуркой ежа, в других мастерских Помпей для этого используют специальные ворсильные щетки из репейника. Затем приступают к следующему этапу. Вымытую и наворсованную  материю  натягивают на клетку и поджигают серу. Пары, выделяемые при горении серы, отбеливают войлок.

Войлок. Еще немного из его истории

Все, что мы с вами увидели в разрушенном городе, это не плод нашего воображения, а научно доказанные факты. Фрагменты работы войлоковаляльщиков Помпей  и сегодня можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя на сохранившихся фресках из мастерской фуллонов в Помпеях (фото этих фресок использованы в данной статье). Кстати, на одной из фресок изображена сова, и это не спроста. Сова — это птица Минервы италийской богини мудрости, покровительницы ремесел и искусств , которой поклонялись римские фуллоны. И главное празднество в ее честь, проходящее с 19 по 23 марта, было праздником ремесленников.

Р.S. Если вам понравилась моя статья, вы можете проголосовать за нее, нажав значок «нравится».

Источник

Интересные статьи