Творческое сотрудничество. Часть 1. Зачем, для кого и как?

Творческое сотрудничество. Часть 1. Зачем, для кого и как?

Тема достаточно обширная, поэтому я её разбила на несколько частей.

В последнее время многие заметили снижение интереса к своему магазину и падение покупательского спроса. Причин здесь может быть много. Если что-то не назову — можете дополнить своими вариантами. На мой взгляд, одна из причин —экономическая. На фоне постоянного роста цен на всё зарплаты населения, увы, не увеличиваются. С другой стороны, изделия ручной работы нельзя отнести к товарам первой необходимости, поэтому эта причина не главная. Вторая причина в том, что растёт численность мастеров, возникает перенасыщенность предложения, так что снижается вероятность того, что покупатель  попадёт именно в ваш магазин. Третья возможная причина — пресыщение покупателя. Понятно, что, например, одежда, мыло, текстиль для дома — всё-таки товары постоянного спроса. А что делать мастерам с менее востребованной продукцией? Здесь действуют те же мотивы покупок, что и при покупке других товаров длительного пользования: если у человека уже есть холодильник, новый он не скоро соберётся приобрести, по крайней мере, пока не сломается старый. Поэтому основное заметное движение здесь возникает перед Новым годом, когда людям нужны подарки: уникальные, необычные по своей сути, запоминающиеся, не как у всех. А кушать-то мастерам хочется круглый год, а не только в ноябре-декабре! Есть, конечно, направления в рукоделии очень редкие, необычные и пользующиеся спросом. Кстати, в таких направлениях благодаря малой конкуренции (а даже у некоторых она и вовсе отсутствует) заработать более реально на необычности товара.

Творческое сотрудничество. Часть 1. Зачем, для кого и как?

Есть работы, которые непременно хочется купить, несмотря на большую цену и независимо от финансовых возможностей —настолько мастерски они выполнены. Но большинство мастеров делают ставшие привычными работы, поэтому они теряются на фоне себе подобных в общем океане работ. Поэтому нужно искать новые методы повышения продаж.

Уже много написано статей на тему «Как привлечь покупателя». Из любой ситуации всегда можно найти выход, а зачастую и несколько. Понятно, что частое периодическое добавление новых качественных работ, реклама посредством красивых гармоничных коллекций, продажа интересных мастер-классов и прочие методы, о которых немало сказано, влияют на посещаемость магазина. Ещё лучше, если мастер разработает свои новые и необычные методики изготовления или даже изобретёт новый вид рукоделия. Но есть ещё вариант, на который я бы хотела обратить внимание.

Творческий союз двух или даже нескольких мастеров. В бизнесе это называется ко-маркетинг. Сотрудничество в творческой деятельности всегда рождает интересные и уникальные произведения, поскольку объединяет людей с разными взглядами и нетривиальными подходами к реализации творческих идей. Причём такое сотрудничество более эффективно для мастеров в различных видах рукоделия. Например, интересная вышивка от одного мастера прекрасно дополнит сшитую другим мастером одежду. Вы можете заниматься переплётным делом, оформлением фотоальбомов, а на примете у вас есть отличный мастер, делающий тиснение на коже — прекрасная возможность сделать совместный проект. Можно объединить в один проект пошив и вязание одежды с валянием, батиком, кружевом ручной работы, аппликацией, изготовлением бижутерии. Если подключить несколько мастеров к такой работе, представляете, сколько интересных и необычных изделий можно получить на выходе! Или вы — мастер-керамист и знакомы с мастером по кухонному текстилю, а также с мастером по дереву — можно разработать  совместный проект по оформлению кухни в едином стиле. Вариантов можно придумать много. А попробуйте подключить воображение и придумать, как объединить керамику с вышивкой; меха с флористикой; вязание с рисованием; лэмпворк с резьбой по дереву и т.п.

Творческое сотрудничество. Часть 1. Зачем, для кого и как?

Можно привлечь внимание к своим работам не только других мастеров в рукоделии, но и бизнесменов других категорий. Например, дизайнеров интерьеров могут заинтересовать авторские витражи, необычные светильники, домашний текстиль, картины. Есть мастера, которые работают в техниках, позволяющих предложить работы другим мастерам в качестве заготовок и полуфабрикатов для их работ. Например, деревянные заготовки шкатулок и вазочек, переплётные блоки, авторские открытки, бирки и тэги, подарочные коробочки.

В силу того, что многие мастера знакомы друг с другом, общаются между собой, им гораздо проще объединиться и предложить покупателю взаимодополняющие товары. Этот вид творческого союза представляет собой партнёрство с непрямыми конкурентами. Например, при размещении фотографий изготовленной вещи можно пару фото уделить сочетанию своей работы с подходящей работой другого мастера. Так вы сделаете рекламу не только себе, но и тому мастеру. Конечно, при условии его согласия и при условии, что работы должны на самом деле сочетаться и дополнять друг друга. Во многих магазинах одежды продавцы поверх демонстрационного образца на манекен вешают украшение, с которым именно этот костюм/платье/блузка смотрятся более выигрышно. Могут даже рядышком пристроить пару обуви, шляпку, сумочку, шарфик, создавая цельный образ. Все эти дополнительные товары, размещённые рядом с основным, стимулируют покупателя на дополнительные покупки. Ведь в этом случае наглядно видно, насколько более выигрышным получается всё вместе, не надо тратить время и усилия на дополнительную беготню в поисках подходящего аксессуара.

Творческое сотрудничество. Часть 1. Зачем, для кого и как?

В интернет-магазинах это выглядит так: «К этому платью отлично подойдут такие-то туфли» или «Если к этому костюму добавить такое-то украшение, то Вы без труда превратите повседневный образ в вечерний». Инструментов много, можно выбрать подходящие для себя или разработать свои собственные. Идеально, когда мастера взаимодополняющих товаров живут в одном городе, практически рядом, — тогда покупатель сможет сэкономить на доставке.

На вопросы «Зачем?» и «Для кого?» я, надеюсь, ответила. Теперь давайте выясним, как это всё осуществить.

Чтобы совместное творчество оказалось плодотворным, нужно соблюдать некоторые правила.

  1. Для начала нужно решить, действительно ли вам необходимо создавать какой-либо творческий союз. Быть может, вы настолько привыкли работать в одиночку, что работать в команде просто не сможете. Или привыкли полагаться только на себя, поэтому не сможете полностью доверять компаньону. В общем, совместное творчество подходит не для всех.
  2. Правильно подбирать партнеров. Другой мастер не должен быть прямым конкурентом, но вы должны иметь общую целевую аудиторию. Желательно, чтобы товары или услуги были сопутствующими. Товары должны находиться примерно в одном ценовом сегменте.
  3. Сотрудничество должно быть взаимовыгодным. При подготовке к взаимодействию стоит уделить особое внимание будущим совместным проектам. Необходимо тщательно оценить собственные ресурсы и возможности другого мастера.
  4. Обязательства должны выполняться обеими сторонами. Если только одна из сторон добросовестно выполняет свои обязательства, то может сложиться ситуация, когда участник делится своими возможностями и ничего при этом не получает взамен.
  5. Трезво оценивать отдачу от ко-маркетинга. Анализ продаж позволит узнать об эффективности вашего творческого союза и о проводимой акции в целом. При этом различные акции могут предполагать краткосрочный или долгосрочный эффект, поэтому не стоит делать скоропалительных выводов.

Есть много способов найти единомышленников для совместных проектов. Обычно с такими людьми вы уже хорошо общаетесь или кто-то есть на примете, кто сможет работать с вами. Главное — чтобы другой мастер поддержал идею, чтобы она ему понравилась. Можно познакомиться и пообщаться с интересными людьми на тематических выставках, можно найти их в интернете через профильные форумы или блоги. А можно самими создать страничку, адресованную определённой категории людей, сотрудничество с которыми вы себе представляете. Можно добавить фотографии своих работ и короткий рассказ о себе.

Творческое сотрудничество. Часть 1. Зачем, для кого и как?

Прежде чем сделать другому мастеру предложение о творческом сотрудничестве, поставьте себя на место этого человека. Это ни в коем случае не должно выглядеть навязыванием — подходить к вопросу нужно очень тонко, тщательно продумав, какие выгоды от сотрудничества получит вторая сторона. Например, при обращении к дизайнеру помещений можно предложить фото, где ваши работы представлены в интерьере. При этом обратить внимание, насколько выгодно, необычно и эффектно выглядит данный интерьер именно с этим предметом, который является результатом вашего труда. Недавно здесь, на Ярмарке Мастеров, в какой-то статье я увидела необычные картины в стиле абстракционизм. Сами по себе они бы мне не приглянулись, но их выкладка в интерьере произвела на меня сильное впечатление. Так что это очень важный момент!

Творческое сотрудничество. Часть 1. Зачем, для кого и как?

Напоследок хочу привести несколько самых распространённых и пару примеров крупных и очень известных вариантов ко-брендинга.

Самые распространённые виды ко-маркетинга: макароны и кетчуп; парикмахерское дело и маникюр; стиральная машина и порошок для стирки; принтер и бумага для него. Ещё один пример — фирма, которая устраивает праздники. Что для праздника нужно? Ведущий, фотограф, музыка, оформление помещения, игровой реквизит, меню и т.д. — всё это искать или придумывать по-отдельности утомительное и долгое занятие. Объединение всех необходимых представителей в одну команду поможет заказчику сэкономить не только своё время, но и нервы, а также деньги. Кстати, появились магазины, в которых можно приобрести «волшебные коробочки» со всем необходимым реквизитом, включая инструкцию, для самостоятельного и бюджетного проведения тематического праздника.

Ярким примером невероятно простого и действенного маркетинга является продвижение канадского такси Mike. Вместо того, чтобы выпускать брошюры о себе, Mike печатает настоящие гиды по кафе, барам и другим заведениям города. То есть по всем тем развлекательным местам, куда Mike поможет добраться.

Творческое сотрудничество. Часть 1. Зачем, для кого и как?

Второй пример — партнерство производителя автомобилей BMW и французского дома моды, специализирующегося на производстве чемоданов и сумок, модной одежды и аксессуаров класса «люкс» Louis Vuitton. Оба бренда — премиальные, известные своим высоким качеством и безупречной репутацией. Оцените, насколько интересно сочетание спортивного автомобиля с эксклюзивной коллекцией чемоданов и сумок. Мало того, что дизайн аксессуаров безупречно сочетается с внешним видом авто, так ещё и настолько продуманы размеры чемоданов и сумок, что багаж идеально укладывается в машину.  Кроме того, отдельные элементы сумок и внутренней отделки автомобиля сделаны из одинакового композитного материала, крайне прочного и легкого.

Творческое сотрудничество. Часть 1. Зачем, для кого и как?

Итак, смысл ко-маркетинга в том, чтобы в продвижении своей фирмы (товара, оказываемых услуг) задействовать в качестве компаньона другую фирму, выпускающую товар или услугу, совсем не похожую на то, что делаете вы... Причём от такого сотрудничества обязательно должны выиграть обе фирмы-участницы. В науке это называется «эффектом синергии», когда совместные, сложенные действия двух непохожих друг на друга единиц приводят к более сильному положительному эффекту. Это как игра в оркестре: каждый музыкант влаедеет только одним своим инструментом, исполняя только свою партию, а в целом получается очень мощное по силе, гармоничное и слаженное произведение.

При этом  очень важно осознанно  подойти к созданию творческого союза, честно ответив на вопрос: «А нужен ли мне вообще деловой партнер?». Начните мыслить шире, и вам откроются новые возможности.

Продолжение следует. В следующих частях рассмотрим виды сотрудничества, этапы организации творческого союза и обсудим плюсы и минусы.

Источник

Интересные статьи