Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

Мы, европейцы, привыкли, что картина должна быть оформлена в раму и висеть на стене. На востоке все по-другому. В наше время, конечно, багет проник и туда, и картины на стенах можно увидеть, но традиционный способ представления живописи в виде свитка по-прежнему используется в Японии, Корее и Китае, откуда он родом.
Давайте разбираться, что это такое и зачем оно нужно. История свитка, как и множества других китайских изобретений, насчитывает тысячелетия. Всё началось в 6 веке до нашей эры, когда тексты наносили за неимением других подходящих носителей на внутреннюю поверхность скрепленных между собой бамбуковых палочек, а палочки затем сворачивали в рулоны.

Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

Постепенно вместо бамбука для письма, а потом и живописи стали использовать шелк, а затем и бумагу, но привычный рулонный формат сохранился. Рисовая бумага и шелк — нежная штука, требующая деликатного обращения, поэтому каллиграфию или картину наклеивали на  более плотную основу, обрамляли шелковыми полями и сворачивали в рулон, а точнее свиток.

Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

Для нас это непривычно, но на самом деле практичность и удобство такого способа очень впечатляют. Во-первых, шелк создает поле вокруг картины, поэтому в случае чего  порвутся, помнутся и испачкаются поля, а не сама работа. Во-вторых, на краях свиток плотный, ведь шёлк обладает некоторой дополнительной по сравнению с бумагой толщиной, а внутри витки более свободные. Это значит, что, с одной стороны, внутрь не проникнет пыль, а с другой стороны, благодаря циркуляции воздуха работа не пострадает от плесени  или гниения. Мне кажется, что дошедшие до наших дней древнейшие образцы живописи своей сохранностью обязаны в том числе оформлению в свитки.

Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

И наконец представьте, что проще и удобнее перевозить и хранить — тяжелые, объемные рамы или легкие и компактные свитки. И найти нужный не так сложно: на внешней стороне каждого свитка есть информация о его содержимом, а еще к торцу прикреплена табличка с этой же информацией. Это немного похоже на книжные корешки — не надо снимать книгу с полки, чтобы понять, что за произведение перед вами. 
Самое интересное, что оформление картин и каллиграфии в свитки оказывает огромное влияние на то, как зритель взаимодействует с картиной. Вы скажете: какое тут может быть влияние, смотришь и смотришь, хоть на китайский свиток, хоть на европейскую картину маслом. Но все не так просто! Длина горизонтального свитка может быть несколько метров, а порой и несколько десятков метров. Такую работу невозможно не только повесить на стену, но и развернуть во всю длину. Поэтому картину достают только по особым случаям. Вы берёте деревянный футляр, в котором обычно хранится работа. Достаёте свиток, завернутый в кусок шёлка, развязываете шёлковый шнурок, кладете свиток на стол. Кстати, китайские столики с загнутыми вверх краями как раз для свитков и предназначены: не дают им раскручиваться и падать на пол.

Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

На каждом краю свитка обычно есть цилиндр, с помощью которого вы постепенно разворачиваете работу на ширину в несколько десятков сантиметров, затем постепенно накручиваете просмотренную часть на правый цилиндр и разворачиваете работу дальше. Если это ваше первое знакомство со свитком, вы не имеете представления, что ждет вас далее, вы совершаете самое настоящее путешествие с правого края картины до левого её края. Это похоже на чтение книги или просмотр фильма, у которых, в отличие от привычной нам живописи, есть начало и конец. Но при этом вы сами делите картину на участки, как бы кадрируете её, какие-то части рассматриваете подробно, что-то прокручиваете быстрее, то есть вы по существу становитесь со-творцом художника! Потом вы проделываете обратный путь, слева направо, подмечая новые подробности и детали, и после такой прогулки свиток отправляется на полку до следующего сеанса. В таком формате смотреть картину большой компанией совершенно невозможно; это интимное общение с произведением искусства для одного, максимум двух человек, с близкого расстояния, в непосредственном контакте с картиной.

Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

В наше время в музеях и на выставках экспонируются развёрнутые свитки, хотя для музейщиков это всегда непростая задача. Если вам попадется такое произведение, не забудьте, что смотреть его надо справа налево, а не как эта пара, слева направо!

Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

У горизонтальных свитков есть ещё одна фишка: с левой стороны у старинных работ часто находится так называемый колофон —один или несколько текстов с различными надписями. Первую запись обычно оставлял автор картины, а следующие добавляли и многочисленные владельцы, и еще более многочисленные зрители. Кто-то написал о своих впечатлениях от картины, кто-то согласился с автором комментария и добавил своё видение, кто-то поспорил, здесь цитаты из чужих стихов и собственные стихи, навеянные живописью. Что-то есть в этом очень современное, вам не кажется? Автор каждой надписи сопровождал ее собственной печатью. К этой части свитка подклеивали новые листы и порой ее длина становилась гораздо больше самого произведения. Свитки с колофоном очень высоко ценятся коллекционерами, потому что это больше, чем живописное произведение и интересный исторический документ; это живой диалог между автором и зрителями, зачастую разделенными многими поколениями.

Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

Свиток может создать только настоящий мастер. Представьте, что вам надо нарисовать картину длиной в несколько метров. Вы не можете увидеть ее целиком, вы последовательно работаете над отдельными кусочками, но все они должны быть частью целого, нести один замысел.  При этом китайская живопись, в отличие от масляной, не позволяет что-либо исправить. Каждый мазок, каждая линия должны сразу лечь на свое место, без права на ошибку. К тому же никаких карандашных набросков в китайской живописи не существует, все делается сразу начисто, с белого листа. Кроме того, зрители сами будут кадрировать вашу работу, поэтому композицию надо продумать так, чтобы в ней не было швов, чтобы, скажем, пейзаж, а это самый распространенный жанр в горизонтальных свитках, плавно разворачивался перед глазами.

.Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

С третьего века нашей эры китайцы стали оформлять работы и в вертикальные свитки, и эта традиция жива в наши дни с сохранением тех же принципов и приемов, что и два тысячелетия назад. Здесь способ  знакомства с произведением ближе к нашему, европейскому, но все же не точно такой же. Такие произведения, как и у нас, вешают на стену для любования. Но китайцы считают, что картиной надо именно любоваться, а не делать ее частью повседневного пейзажа, привычной и не вызывающей душевного отклика деталью интерьера. Поэтому картину вывешивают только на какое-то время, часто по сезону или по какому-то специальному случаю. Так что свиток большую часть времени хранится в свернутом виде, а его созерцание становится радостным событием.

Довольно популярен формат четырех свитков: по временам года, с  четырьмя благородными растениями (слива, орхидея, бамбук, хризантема), с четырьмя красавицами.

Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

Поделюсь любопытными особенностями оформления свитков. Верхнее поле принято делать больше, чем нижнее, оно называется небо, а нижнее, соответственно, земля. Сверху у неба есть рейка с шелковым шнуром, который закрепляет свиток в свернутом виде и за который развернутую работу вешают. Снизу — цилиндрический утяжелитель, на него наматывают свиток, а еще он не позволяет работе скручиваться, когда она висит на стене. Интересно, что у горизонтальных свитков тоже есть небо и земля, только там небо находится справа, а земля слева. Есть разные стили оформления — в один, два или три цвета. Свитки позволяют интересно скомпоновать живопись и каллиграфию.

Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

Изготовление свитков — это отдельное увлекательное искусство. Прежде всего надо рассчитать размер готового свитка в зависимости от размера изображения (существуют каноны, определяющие ширину неба, земли и боковых полей). Рисовая бумага очень тонкая, кроме того она после нанесения изображения или иероглифов становится как бы покоробленной. Чтобы разгладить ее, сделать краски ярче и укрепить, работу надо наклеить на плотную и гибкую бумажную основу. Потом надо решить, какой шелк подойдет, сколько использовать цветов, делать ли вокруг изображения тонкий кант из тесьмы и выбрать цвет канта. Наконец  приклеиваешь шелковое обрамление, и картина сразу оживает! Остаётся закрепить верхнюю рейку с шелковой ленточкой и нижний утяжелитель, вставить в утяжелитель декоративные деревянные заглушки, и свиток готов.

Свиток против рамы или зачем китайцы сворачивают картины в рулон

Мне всегда очень радостно, если кто-то из покупателей хочет получить именно свиток, потому что картина сразу приобретает законченный вид, при этом она сохраняет легкость в прямом и переносном смысле, ведь изображение не закрыто стеклом. Ну и удобство тоже никто не отменял: достаточно маленького гвоздика, чтобы работа заняла свое место на стене!

Источник

Интересные статьи