Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Знаете, что меня поразило больше всего, когда я пару лет назад перечитывала роман «Преступление и наказание» — возраст матери злополучного студента Раскольникова, мучительным и зверским способом обретшего возможность нравственного перерождения. Пульхерия Александровна всю дорогу виделась мне глубоко пожилой женщиной, удел которой — доживать свой век, довольствуясь вязанием и переживаниями о судьбах детей. А ведь ей всего 43 года! Имея за плечами собственные 52 и двоих, взрослых уже, сыновей, я примерила на себя этакую судьбу и порадовалась тому, что наше время предоставляет  гораздо бОльшие возможности для продолжения активной жизни после 50. К сожалению, в нашей стране в меньшей степени, чем в Европе или Штатах, но тем не менее...

Я не феминистка и не традиционалистка, я — за свободу выбора и счастливую, наполненную творческим трепетом и вдохновением, жизнь, независимо от возраста. Решено, каждую неделю я буду рассказывать о женщинах, чья творческая жизнь не только не прекратилась, а, в некоторых случаях, ещё и расцвела после достижения ими 60 летнего возраста! Назвать их старушками язык не поворачивается, хотя... Назову-ка я свою рубрику «СТАРОСТЬ — В РАДОСТЬ!»

Знакомьтесь, Анна Мозес — известная американская художница

Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Жила была женщина, звали её Анна. Родилась она в далёком 1860 на окраине штата Нью-Йорк в бедной семье. Нигде не училась, в 27 вышла замуж за такого же бедняка, родила десятерых детей, пятерых похоронила, и всю жизнь работала на ферме, не покладая рук. К 67 годам она, так сказать, вышла на пенсию — сложила с себя обязанности фермерши, передав бразды правления одному из сыновей. Бездельничать Анна не привыкла и быстро нашла себе увлечение — вышивание. Так и вышивала бы она себе до конца жизни, если бы не проклятый артрит. Именно болезнь стала причиной того, что на 76-ом году от роду Анна начала рисовать.

Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Свои картины она раздаривала друзьям и знакомым, одним из которых оказался местный аптекарь, украсивший подарками стены своей аптеки. И надо было случиться, что именно в эту аптеку заглянул проезжавший через городок нью-йоркский любитель живописи по имени Луи Кальдор. Он сам не ожидал, что эти незатейливые, наивные картины так сильно тронут и расстрогают его. Кальдор не только купил все работы у удивлённого аптекаря и крепко подружился с автором, но и загорелся идеей познакомить широкую публику с работами провинциальной старушки-художницы.

Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Для успеха нужны несколько составляющих, одна из которых, несомненно, удача. После нескольких лет безуспешных попыток увлечь своей идеей владельцев галерей и художественных салонов Кальдору повезло — в 1939 году коллекционер Сидни Янис выбрал три картины бабушки Мозес (так называл Анну неожиданный и страстный поклонник её творчества) и включил их в выставку, предназначенную для частного просмотра. Следующий год ознаменовался полномасштабной выставкой «Рисунки с фермы». Дело сдвинулось с мёртвой точки.

Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Но Бог, как говорится, любит троицу. Именно третья выставка, организованная Gimbels (один из старейших и крупнейших универмагов Нью-Йорка), принесла бабушке Мозес славу. Её пригласили приехать в Нью-Йорк и выступить на пресс-конференции, что она, ничтоже сумняшеся, и сделала. Это был настоящий фурор — публика влюбилась в эту сухонькую, небольшого роста, очень простую и обаятельную старушку с живыми глазами, одетую в простое чёрное платье и видавшую виды викторианскую шляпку. Да и было за что...

Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Истории о Золушках, проделавших путь из бедности и безвестности к вершинам богатства и славы, всегда волновали и находили отклик в сердцах миллионов. Но бабушка Мозес побила все рекорды — известность пришла к ней в 80 лет и это при том, что она никогда не стремилась за пределы своего провинциального городка. За следующие 10 лет картины Анны Мари покорили всю Америку, Европу и даже Японию — тридцать выставок в Штатах, десять на континенте и одна на далёких японских островах. В 1949 сам президент США — Гарри Трумен — вручил знаменитой бабушке премию Национального женского Пресс–клуба.

Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Слава, однако, не вскружила голову нашей героине. Она продолжала жить в своём старом доме и рисовать милые её сердцу родные окрестные пейзажи, идеальные фермы, деревенские бытовые сценки. «Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет» — говорила она о себе в интервью, данном журналам «Тайм» и «Лайф». Да, да, фото знаменитой бабушки красовалось на обложках этих уважаемых изданий наравне со звёздами политики, культуры, спорта.

Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Старость в радость! История успеха американской художницы бабушки Мозес

Итак, подведём итоги — начав карьеру живописца в 76 лет, Анна Мари Мозес стала известнейшей художницей-примитивисткой Америки. Одна из ее первых картин «Старый пестрый дом», купленная за 110 долларов, в 2004 году существенно подросла в цене и была продана на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов. Бабушка Мозес дожила до 101 года, до последнего дня активно работала и оставила после себя более 1600 картин.

И всем нам я желаю такого же жизнелюбия!

Источник