Смотреть картину — тоже искусство

Смотреть картину — тоже искусство

«Пользуются красками, но пишут чувствами».

Жан-Батист Симеон Шарден

Смотреть картину — тоже искусство

Жан-Батист Симеон Шарден, «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766 г., Государственный Эрмитаж, холст, масло, 112×140,5 см). Картина выполнена по заказу Екатерины II для строившегося в Петербурге здания Академии художеств.
Наслаждаясь произведением изобразительного искусства, мы попадаем в особый мир — мир живописи, и в такие моменты мы сами становимся мастерами-художниками.
Ежедневно нас окружают бесчисленное количество иллюстрированных изданий с репродукциями, телевизор и интернет наполнены изображениями, которые то и дело мельтешат перед глазами, и в такой действительности мы воспринимаем только лишь визуально изобразительное искусство, быстро, «легко и понятно», т.е. зрительно, без творческого осмысления. А если нам удается посетить музей или выставку, то для нас, скорее всего, это будет осмотр на бегу всех картинных залов. И после этого посещения у нас явно перегруженная голова всем увиденным и мало чем отчетливо запомнившемся. Старайтесь не перегружать возможности своего восприятия. Лучше уйти из музея с осознанным впечатлением от нескольких в чем-то созвучных вам картин или с вопросами и рожденными размышлениями. Мы должны понимать, что не только писать картину это мастерство и искусство, но и смотреть картину — тоже искусство, и искусство не простое, которому нужно учиться?

В изобразительном искусстве, нам привычнее воспринимать сюжет — явное действие, подобие действительности, чтобы изображение было, как в реальности, как настоящее. Художник в картине, напротив, не столько стремится изобразить окружающую жизнь, сколько выразить свое отношение к ней, дать свою модель мира, свои размышления о смысле жизни. Любое произведение изобразительного искусства — это некий рассказ не только через изображенные фигуры и предметы, но и через цвет, линию, композицию, технику и материалы изображения.

Душа живописи — цвет, обладает удивительнейшими свойствами. Еще М.В. Ломоносов заметил, что «много утех и прохлад в жизни нашей от цвета зависит».

Линия — основное орудие графики, но и в живописи она тоже играет очень важную роль. Линия может быть плавной, гибкой, певучей и резкой, энергичной, напористой. Она так же, как и цвет, выстраивает изображение в определенном эмоциональном, психологическом направлении.

Композиция — именно в построении картины мы ищем смысл. Желая разобраться в композиции, попробуйте прикрыв глаз рукой, «лишить» её «неоправданного» цветового пятна или «второстепенной», «незначительной» детали. И вы увидите, что без этих необязательных компонентов распадется стройная связь целого, исчезнет его смысл. В картине настоящего мастера все так спаяно и слито, так взаимодействует и находится на своем месте, что, как говорится, ни убавить, ни прибавить ничего нельзя.

С формата начинается построение изображения. Если вы видите незамысловатую жанровую сценку на полотне большого формата, то это значит, что в простом и обыденном художник увидел нечто очень важное, подчеркивая это и размером полотна. Горизонтальный, вытянутый в ширину, вертикальный, квадратный, круглый и т.д. форматы изображения служат для связи с замыслом художника. Что он хочет изобразить, это может быть эпическое повествование, активная сцена, оттенки грусти и отчаяния, чувство приподнятости и возвышенности или покой и сосредоточение.

Если мы хотим понять картину, то непременно нужно обращать свое внимание на технику письма и материал. Характер чувства художника определяет и выбор красок, и манеру письма. Поэтому одни картины написаны маслом, другие темперой, а иные пастелью. На одних полотнах слой краски такой прозрачный, что местами виден холст, а на других краска выступает вперед рельефом. Поверхность одних произведений живописи гладкая, словно лакированная, ни мазочка не видно, а на некоторых — отчетливые борозды кисти, а то и вовсе какая-то мозаика из больших пластов краски. И это все — «интонация», с какой художник произносит свои живописные «речи».

Для каждой картины нужно найти точку, с которой она лучше всего смотрится, откуда можно одним взглядом охватить её композицию, а уже потом подойти поближе — рассмотреть детали, и еще ближе — ознакомится с манерой, техникой письма. Когда с этими впечатлениями вы будете возвращаться на то место, с какого картина воспринимается целиком, у вас на глазах произойдёт чудо: мертвые мазки и пятна станут живым, волнующим изображением.

Вообще, чудо претворения плоской поверхности картины в живой мир само по себе способно доставить огромное эстетическое наслаждение.

Покидая зал музея, обернитесь на понравившиеся вам картины. Возможно, этот взгляд добавит что-то новое к уже полученному впечатлению.

Смотрим картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели» вместе с И. Долгополовым со страниц его книги «Мастера и шедевры».

Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. Там всегда людно.

Смотреть картину — тоже искусство

Смотреть картину — тоже искусство

«Грачи прилетели»… 1871, холст, масло, 62 х 48,5 см.

Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина.

Ваш слух уловит музыку весны.

Смотреть картину — тоже искусство

Звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез, грачиный гомон.
Скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра и тихий благовест.
В серой стене зала будто вырублено светлое окно.
Полотно решено в тончайшем валере.
Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов.
Солнце скрылось.
Но его лучи пробивают легкую пелену и бросают сложные серо-голубые тени на снег.

Смотреть картину — тоже искусство

Живопись холста многослойна.
Цветная мозаика в светах пастозна и доведена до эмалевой плотности. Несмотря на необычайно точное общее звучание полотна, художник прибегает к ювелирной деталировке картины, которую можно рассматривать часами в упор.
Пейзаж до предела обжит.
Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах. Все, от исхоженного сырого наста до искореженных берез, все свидетельствует о неумолимом влиянии времени.

Смотреть картину — тоже искусство

Кричат грачи, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика, мерцает весеннее солнце.
Каждая пядь картины выстрадана влюбленным в природу России поэтом-художником, и эта его пристрастность передается вам, и вы дышите этим еще морозным, колючим воздухом.

Смотреть картину — тоже искусство

Вы слышите пение весны.
Весь холст полон удивительного внутреннего движения.
Бегут, бегут тени по снегу, дрожат отражения в темных проталинах, еле колышутся голые ветки берез, неспешно плывут перламутровые облака.
Мерцают дали, кое-где поблескивая старым серебром.

Смотреть картину — тоже искусство

В картине нет манеры, нет эффектных ударов кисти, нет претендующих на виртуозность приемов.
Язык холста прост до изумления, он почти (да простят меня стилисты) коряв.
Это озарение, когда многолетняя школа, заученность руки — все уступает биению сердца и тому восторгу, который сопровождает рождение шедевра.

Саврасов — лирик, и его «Грачи» — пример проникновения в самую суть, душу русской природы.

… Отшумели вернисажи, разошлись зрители. Попробуем разобраться в звучании «Грачей» тогда, в далекую пору. Век назад.

Крамской пришел в восторг от картины. Оценивая пейзажи Передвижной, он писал, что на всех иных полотнах есть «вода, деревья, даже воздух», а душа есть только в «Грачах».

...И у нас уже нет сомнений в том, что картину можно читать,... и читать так поэтично и живописно, как звучание весны, которая приблизится так скоро, что мы и не заметим, как к нам снова прилетят грачи...

До новых встреч, друзья, за нашими разговорами про искусство 🙂

Всегда Ваша, Валерия.

Источник

Интересные статьи