Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

С треском шелка разрывают /В лавке Этигоя.../Летнее время настало

Заглянем и мы в лавку Этигоя.

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

Андо Хиросиге. Улица мануфактурных магазинов в квартале Одэмматё
(Гравюра из серии «100 видов Эдо»)

Вот улица одного из старинных кварталов Одэмматё, что означает «Большая Почтовая Станция». Здесь проходил тракт Осюкайдо. Квартал был знаменит магазинами крупных торговцев, расположенных сплошными рядами под одной крышей, которые отличались лишь вывесками — норэн. Подобные магазины назывались «нагаякэйсики», в первоначальном значении — «домики в переулках». Сквозь открытые ворота квартала зритель видит двух гейш в одинаковых кимоно. Вечернее время, когда большинство магазинов уже закрыты и лишь один, торгующий тканями, привлекает внимание зрителя. Сквозь открытую дверь видны стопки тканей, припозднившийся покупатель и продавец. Чтобы предотвратить распространение пожаров, на ночь большие ворота квартала запирались. А на крыше были предусмотрены оградки, где находились ведра с водой на случай пожара.

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

Андо Хиросиге. Суругатё
(Гравюра из серии «100 видов Эдо»)

От квартала Суругатё, расположенного поблизости от Нихонбаси, открывался великолепный вид на гору Фудзи и замок сегуна. Это место было весьма популярно среди горожан. Гора Фудзи возвышается над суетой торгового квартала, знаменитого своими магазинами тканей Этигоя, изображенными по обеим сторонам прямой как стрела улицы, уходящей вдаль. Эти лавки, принадлежавшие семье Мицуи, процветали благодаря нескольким нововведениям в торговле. Хозяин магазина отказался от продажи в кредит. Он решил сократить торговлю с даймё, которые регулярно «забывали» платить свои долги, и стал больше ориентироваться на горожан. Кроме продажи тканей целым большим куском на кимоно, Мицуи Хатиробэй стал продавать отрезы разной длины. У Этигоя была своя эмблема, которую Хиросигэ и изобразил на занавесях норэн.

Самым главным товаром Этигоя был, конечно же, шелк.

Помимо дорогостоящей шелковой узорной парчи, идущей только на самые парадные одежды, и дозволенной не каждому, существовало немало других видов шелка.

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

Шелк риндзу (綸子)

Один из видов жаккарда, дамаста, самый дорогой, самый плотный и самый сложный из шелков (кроме нисидзина) . Сложные узоры, вытканные на шелке риндзу, своей изысканностью напоминают вышивку. Чтобы создать такую ткань, необходимо использовать разные виды шелковых нитей, которые перекручивают и переплетают между собой, благодаря чему создается трехмерный рисунок.
Ткань риндзу ткалась из уже окрашенных в один или два тона нитей, верхний рельефный слой мог быть выткан нитями контрастного цвета. Шелка риндзу могут быть и тонкими, и плотными, как, например, шелка, идущие на свадебные кимоно.

Поверх узорчатого рисунка-орнамента ткани наносится еще один рисунок — вышивка, роспись, или рисунок в технике сибори.

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

Шелк уруси (漆)

Когда ткут шелк уруси, в рисунок полотна вплетаются нити, покрытые лаком. Иногда кажется, что это вышивка. Уруси не полностью покрыт узорами — лишь отдельные фрагменты ткани украшены рисунком, но лаковое покрытие и золотые или серебряные нити делают этот рисунок сияющим, переливающимся, светящимся.

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

Шелка, сотканные в технике икатмэйсен (銘仙), омэси (御召) и цумуги (紬). Ткани, выполненные в технике икат, были менее дорогими, однако для изготовления их также требуется немалое мастерство. Это одна из древнейших техник ткачества. Вся сложность иката в том, что цвета и узоры наносятся на нити заранее, до того, как материя выткана, и рисунок возникает вместе с полотном. Каждая нить может окрашиваться и просушиваться до трех раз. Основные цвета красителей — желтый, красный и синий. Перед каждой стадией процесса окраски мастер должен обвязывать каждую прядь, чтобы защитить участки, которым не положено впитывать краситель. Поэтому участок, который будет синим, должен обвязываться перед окраской в желтый и красный цвет; участок, который будет зеленым, должен впитать желтый краситель, затем его надо обвязать для красного, а потом развязать для синего, чтобы желтый и синий цвета вместе дали зеленый.

При окрашивании нитей основы получается основный икат, утка — уточный икат, обеих нитей — двойной икат. Узоры иката имеют размытые, ступенчатые контуры. Лицевая и изнаночная стороны ткани практически одинаковы, что придаёт ей особую ритуальную ценность

мэйсен (銘仙) — достаточно мягкий на ощупь. Его производство началось в XIX веке, но наибольшую популярность он приобрел в эпохи Мейдзи, Тайшо и Шова (конец XIX — начало XX века). Поэтому сохранилось большое количество тканей (и кимоно) с рисунками в виде сложных орнаментов и оптических обманок. В одной из следующих публикаций я расскажу о целой коллекции кимоно мейсен. Мейсен часто использовался для повседневной одежды, особо практичным было и то, что у ткани икат обе стороны выглядят одинаково, так что испорченная лицевая легко становилась изнанкой.

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

Шелк цумуги (紬) — один из самых древних видо шелка. Ему посвящен отдельный рассказ.

Шелк омэси — тяжелый и плотный шелковый креп с легко прощупывающимися сильно перекрученными нитями. По текстуре он даже плотнее, чем шелковый креп тиримэн. Это самый плотный и самый дорогой из шелков, выполненных в технике икат. Омеси предназначался для изготовления дорогой одежды придворных.

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

Шелковые крепы — ширимэн (縮緬) и кинся (金紗)

Ширимэн и кинся по текстуре немного неровные на ощупь, поскольку по технике изготовления относятся к крепу. В процессе изготовления материала используются сильно скрученные чередующиеся налево и направо нити. Подобная техника позволяет обеспечить высокую упругость нитей. Ширимен возник в конце XVI века, эта технология была скопирована с китайских тканей. Благодаря скручиванию ткань становилась матовой, и более прочной.
Ширимэн плотнее и тяжелее, чем кинся, поэтому эта ткань прекрасно драпируется и укладывается в складки. Окрашивается уже готовая ткань.

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

Кинся — материал тонкий, иногда полупрозрачный, очень легкий, но это тоже креп, с характерным для него рельефом. Из него часто делали летние одежды. Кинся красится после того, как ткань соткана, рисунок на нее наносится вразных техниках. Из-за своей мелкой текстуры это идеальная поверхность для елких и детальных рисунков. Мон-кинся — разновидность ткани с рельефным вытканным узором.

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

Шелк ша (紗) и ро (絽) — тончайшие ткани, напоминающие тюль

羅 (ら) — Ра (Ra) — исторически пришел из Китая. Смысл названия означал «птичья клетка» и был синонимом красивых тонких роскошных тканей в Китае в течение длительного времени. Этот вид является прародителем для ша (紗) и ро (絽).

Ро — ткань из очень тонких шелковых нитей, используется для тонкого, воздушного летнего кимоно. Его отличительная особенность- промежутки в переплетении (мелкие отверстия), которые образуют на кимоно или оби горизонтальные или вертикальные линии. Окрашивалась или расписывалась уже готовая ткань.

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

紗 — sha — ша шелковая «паутинка» — это вид неплотного узорчатого переплетения нитей в ткани.

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

			Шелка лавки Этигоя. Немного о японском шелке – Ярмарка Мастеров<br />

Источник