Рождение российского кино

Рождение российского кино

Наверняка, многим известно, что первый в мире общедоступный киносеанс «синематографа Люмьера» состоялся 28 декабря 1895 года в Париже, в «Гранд кафе» на бульваре Капуцинок.

В России представление нового зрелищного аттракциона было в мае 1896 года: сначала в Петербурге — в летнем саду «Аквариум», затем в Москве — в летнем саду «Эрмитаж». Появление «синематографа» и в других крупных и мелких городах Российской империи не заставило себя долго ждать.

Но везде эта новинка демонстрировалась не как самостоятельное зрелище, а как аттракцион, включаемый в представление. Как средство дополнять и разнообразить театральный репертуар, фильм был одним из номеров развлекательной программы театров-варьете, цирков или ярмарочных балаганов, реже организовывался самостоятельный сеанс в арендуемом зале. Это были так называемые бродячие кинематографы. Множество предпринимателей, приобретя проекционные аппараты с комплектом фильмов, путешествовало по городам и весям страны.

Зрителей привлекало не содержание картин, а необычность зрелища «живой фотографии».

Сеанс длился не более 15 минут. В его программу входило несколько коротеньких лент, снятых Л.Люмьером: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Прибытие поезда», «Завтрак ребенка», «Игра в карты», «Политый поливальщик» и другие.

Начиная с 1903—1904 годов, появляются стационарные «электротеатры». Если бродячий кинематограф не нуждался в постоянном обновлении репертуара, то для стационаров было не выгодно демонстрировать подолгу одну и ту же программу. Чем чаще менялись ленты, тем больше шансов было на максимальное заполнение зрительного зала.

До 1907 года демонстрировались лишь иностранные, главным образом французские, ленты.

Еще в первые годы появления кинематографа отдельные русские фотографы-профессионалы и любители пробуют снимать фильмы. В 1896—1897 годах актер театра Корша В.Сашин-Федоров организует просмотры снятых им фильмов: «Конножелезная дорога в Москве», «Вольная богородская пожарная команда», «Игра в мяч», «Публика, толпящаяся у входа в театр». В эти же годы харьковский фотограф А.Федецкий снимает несколько хроник и демонстрирует их в городском театре: «Перенесение чудотворной иконы Божьей матери из Куряжского монастыря в харьковский Покровский монастырь», «Джигитовка казаков I-го Оренбургского полка»... Но ни тот ни другой не смогли наладить широкого сбыта своих лент и вскоре отказались от съемок. Судя по названиям, сюжеты и темы их картин были позаимствованы у Люмьеров.

Весной 1908 года журналист и фотокорреспондент Александр Осипович Дранков (1880—1949) снимает и выпускает на экран серию хроникальных сюжетов из русской жизни, в том числе и съемки Л.Н.Толстого.

Рождение российского кино

Серия дранковских документальных фильмов открывает новый период истории кино в России — период становления русского отечественного фильмопроизводства.

Вслед за документальной серией Дранков выпускает в прокат и первый русский игровой фильм — «Стенька Разин» («Понизовая вольница»). Картина вышла 15 сентября 1908 года. Эта дата официально является днем рождения российского кино.

Рождение российского кино

Как первая русская игровая картина «Понизовая вольница» пользовалась огромным успехом у публики.

Рассматривая деятельность А.Дранкова, можно сказать, что четких ориентиров у него не было, он очень распылялся. Его фильмы были разными по тематике, жанрам и методам построения. Он всегда и во всем хотел быть первым и неважно, каким способом и средствами.

В это же время в Москве появился «Торговый Дом Ханжонкова», занимающийся производством картин и осуществляющий представительство некоторых зарубежных фирм в России.

Рождение российского кино

Александр Ханжонков в выборе сюжетов ориентируется (особенно в начальный период) на русскую классическую литературу («Мертвые души», 1908; «Пиковая дама», 1910; «Идиот», 1910 – все реж.П.Чардынин и др.) и наиболее яркие страницы истории («Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири»; «Воцарение дома Романовых»; «Пленение Шамиля»; «Оборона Севастополя» /1911, режиссеры А.Ханжонков и В.Гончаров/). Кроме того, у него снимаются картины в жанре психологической драмы («Братья», «Горе Сарры»), комедии и фарсы («Домик в Коломне», «Дядюшкин сон»), хроника, научно-учебные фильмы, мультипликация.

Различие творческих подходов А.Дранкова и А.Ханжонкова в том, что первый в основном ориентируется на искусство и возможность театра, перенося на экран фрагменты театральных постановок, а второй в большей степени на работу со словом литературного первоисточника, создавая киноиллюстрации известных произведений русской классики.

Вслед за предприятиями Дранкова и Ханжонкова появляются десятки новых фирм, организующих производство и продажу кинокартин, не только в столицах, но и в других крупных городах России.

Среди кинопредпринимателей были люди самых разнообразных занятий: Либкен — владелец колбасных заводов, Талдыкин — владелец театральной костюмерной мастерской, Ломакин — содержатель ярмарок, шантанов, Перский, Френкель — бывшие инженеры, Гельгардт — отставной гвардейский офицер, Рейнгардт — табачный фабрикант, Векштейн — организатор женского чемпионата борьбы, Трофимов — подрядчик, Быков — трактирщик, Антик и Лурье — присяжные поверенные и т.д. Начинания многих были недолговечны, после одной-двух неудачных постановок они прогорали.

Из крупных фирм довоенного периода стоит отметить еще одну — «Глория» — «Торговый дом Тиман и Рейнгардт». Фирма Тимана и Рейнгардта выпускала «Русскую золотую серию», впоследствии ставшую одним из названий этого предприятия, — цикл фильмов главным образом на любовные и светские сюжеты, т.е. салонно-психологические драмы. Экранизируются «Ключи счастья» и «Вавочка» А.Вербицкой, «Гнев Диониса» Е.Нагродской, романы А.Амфитеатрова, А.Пазухина, Л.Чарской. Особенным успехом пользовались «Ключи счастья» (реж.Я.Протазанов).

Рождение российского кино

В период с 1909 по 1914 год переносятся на экран почти все популярные пьесы, идущие на театральных подмостках, а также либретто популярных опер и балетов («Русалка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Жизнь за царя», «Мазепа», «Коппелия»).

Появляются и исторические фильмы, в основном, это экранизации исторических романов или инсценировки глав из учебников истории, либо «оживление» живописи и графики (лента «1812 год» (1912): «Военный совет в Филях» Кившенко, «Наполеон наблюдает пожар Москвы с Кремлевской стены», «Отступление великой армии» Верещагина и др.).

В 1911 году вышла первая полнометражная картина на историческую тему – «Оборона Севастополя» (2000 м), поставленная А.Ханжонковым и А.Гончаровым.

После 1911 года, когда историко-литературное направление еще далеко не исчерпало себя, часть кинопредпринимателей обратилась к светским драмам, в которых на первом месте стояли различные страсти и ужасы. Влияние западного кино (особенно с участием Асты Нильсен) сыграло большую роль в этой новой направленности. Возможно, причина в том, что в это время изменилась аудитория: в кино пошла интеллигенция и обеспеченная публика, и в больших городах были построены роскошные кинотеатры.

Фильмы-экранизации классических литературных произведений все же не исчезли из производства.

Для работы над сценариями кинофирмы стали приглашать известных писателей или приобретать у них права на экранизацию произведений (Леонид Андреев, М.Арцыбашев, В.Брюсов, Анатолий Каменский, А.Куприн).

Либо писались оригинальные сценарии, сюжеты которых заимствовались из уголовной хроники, судебных отчетов, бульварных романов.

Самыми распространенными жанрами были: уголовно-приключенческий фильм, бытовая драма («Крестьянская доля», «Любовь кузнеца», «Рабочая слободка») и комическая. Для комических короткометражек используются сокращенные и переработанные водевили и фарсы («Верочка хочет замуж», «Муж в сундуке, жена налегке»), либо калькируются зарубежные эксцентрические комедии с постоянным героем, помещенным в отечественные реалии (серии о Митюхе, Жакомино и дяде Пуде).

Большинство фильмов снималось относительно длинными кусками, с одной точки, неподвижной камерой в павильоне или на натуре. Актеры играли как в театре, компенсируя отсутствие звука жестикуляцией и сильной мимикой. Еще не открыта и не осмыслена кинематографическая образность.

Параллельно с игровым кинематографом развивалось хроникальное фильмопроизводство.

В 1908—1914 годы съемкой и выпуском кинохроники занимаются фирмы А.Дранкова и А.Ханжонкова, российские филиалы «Пате» и «Гомон» и др. Поначалу хроника включалась в программы кинотеатров в виде эпизодических выпусков, посвященных отдельным актуальным событиям: «Нижегородская ярмарка», «Всероссийский праздник воздухоплавания», «Пожар в Москве» и др.

Говоря о неигровом кинематографе нельзя не упомянуть и научно-просветительные ленты. Однако ни одного научного фильма, снятого в России до 1917 года, не сохранилось. Информацию можно почерпнуть лишь в прессе того времени. Она сыграла значительную роль в развитии просветительного кино. В крупнейших периодических киножурналах («Сине-фоно», «Вестник кинематографии», «Кино-журнал», «Проэктор») публиковались материалы, посвященные «разумному кинематографу».

Самые первые сеансы разумного кинематографа были устроены зимой 1896-97 гг. Русским техническим обществом в одном из самых больших помещений Петербургского Соляного городка. Вместе с сеансами проводились лекции, иллюстрировавшиеся диапозитивами. Демонстрировавшиеся фильмы были преимущественно видовыми.

Со временем разумный кинематограф становился все популярнее. В год проводилось около 10 сеансов-лекций на такие темы, как «Море», «Горы», «Горы, вулканы и землетрясения», «Равнины», «Добыча и обработка полезных ископаемых», «Жизнь жарких стран», «Рост и развитие растений и животных» и другие. В Москве кроме школ сеансы разумного кинематографа проводились в Политехническом музее, университете им.А.Шанявского, в Введенском народном доме и в других местах. Открываются кинотеатры — «Научный кинематограф» (Одесса), «Культура» (Москва) и т.д.

Значительная роль в развитии отечественного просветительного кинематографа принадлежит Александру Ханжонкову. В 1911 году он открыл в своем ателье отдел по созданию научных, видовых и этнографических картин. Для съемок приглашались специалисты-консультанты. В марте 1912 года состоялась премьера научной картины «Неустанный работник нашего тела» (о деятельности сердца) длиной 165 метров, чуть позже «Пьянство и его последствия». До 1914 года появляются «Жизнь в капле воды», «Электрический телеграф», «Электрический телефон», «Получение электромагнитных волн», «Динамо-машина, принцип ее работы и устройство», «Распространение электромагнитных волн вибратором Герца» и др.

Примерно в это же время была снята картина «Инфузория» (617 м), в которой впервые в России была применена микрокиносъемка. Ее автор биолог В.Н.Лебедев. Им же сняты «Жизнь моря», «Возможности и надежды современной медицины», «Жизнь в пресной воде», «Форма и окраска животных как средство самозащиты» и другие.

Особенно тщательно, с привлечением крупных научных специалистов, была поставлена медицинская серия («Туберкулез и меры борьбы с ним», «Дыхание», «Кровообращение», «Нервная система», фильмы о хирургических операциях на фронте).

Снимались фильмы и для раздела «Материалы к истории русской литературы и искусства» («Русские литераторы», «Похороны Л.Н.Толстого», «Похороны А.В.Скрябина» и ряд других). Научным отделом были выпущены картины по физике, сельскому хозяйству и географии России.

В 1917 году Научным отделом АО «А.Ханжонков и К°» был выпущен последний научный фильм, он был о кругосветном путешествии. На этом частное производство научных картин в России было завершено.

Расцвет

Время расцвета русского кино хронологически совпадает с первой мировой войной. Главная причина — резкое сокращение импорта лент из Европы и спрос на киноразвлечения, рынок потреблял все, что производилось и любого качества. Вследствие этого увеличивается собственное кинопроизводство, повлекшее за собой изменение организационного и творческого порядка в этой отрасли.

Фирмы, до этого занимающиеся прокатом иностранных картин, организуют собственные производства. Возникают ателье Ермольева, Харитонова, Венгерова и Гардина, «Русь» (ныне киностудия имени Горького) Н.Трофимова и др. Растет число кинотеатров.

Начинается строительство киноателье: Ханжонков на Житной улице, Ермольев – у Брянского (ныне Киевского) вокзала, Харитонов – на Лесной улице, Талдыкин — у Донского монастыря.

В кино пришли и театральные деятели, такие как В.Мейерхольд и А.Таиров. Мейерхольд поставил у Тимана и Рейнгардта экспериментальную ленту «Портрет Дориана Грея» (1915). Известные театральные актеры (Ф.Шаляпин, М.Чехов, Е.Вахтангов, А.Коонен, В.Гайдаров, В.Пашенная и др.) уже не считали съемки в фильмах чем-то зазорным.

С 1916 года идет сокращение экранизаций русской классики. Во-первых, все, что можно, уже экранизировано, и повторение было нерентабельным, во-вторых, методы и способы осуществления не удовлетворяли публику. Конечно же, были и исключения: «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1917—1918) режиссера Якова Протазанова с участием Ивана Мозжухина. Но основное место в репертуаре кинотеатров в 1914—1917 гг. занимают уголовно-приключенческие, детективные и бытовые драмы и мелодрамы. Чаще всего последние были киноиллюстрациями популярных народных песен («Вот мчится тройка почтовая», «Бывали дни веселые, гулял я, молодец» и т.д.), из которых использовалось лишь название, а сюжет был другой. Изредка для этой цели брались литературные произведения. Продолжают сниматься фарсы и водевили, а также комические ленты с постоянным героем (Антоша и Аркаша). Снимаются военные агитки и шпионские фильмы: «За царя и Отечество», «Подвиг рядового Василия Рябова», «В сетях германского шпионажа» и др.

Но главное место в репертуаре и в сердцах зрителей занимала салонно-психологическая драма, дающая возможность отвлечься от мрачной реальности. Действующими лицами такого рода картин были аристократия и состоятельные люди, творческая и прочая интеллигенция. События разворачивались в роскошных интерьерах квартир и особняков, в мастерских художников и скульпторов или будуарах артистов. Мужчины всегда безукоризненно, «с иголочки» одеты, с непременным моноклем в глазу, а женщины — неотразимые роковые красавицы. Основные мотивы салонных драм – мотив грусти, печали, страха перед жизнью; эстетизация смерти. Все они кончались трагически. Главным было коммерчески броское название фильма: интригующее, многозначительное и поэтичное, в котором бы варьировались слова «страсть», «любовь», «грех», «дьявол», «смерть» («Страсть», «Великая страсть», «Ураган страстей», «В буйной слепоте страстей», «Аромат греха», «Во власти греха», «Огненный дьявол», «Скерцо дьявола», «На ложе смерти и любви», «Любовь широкую, как море, вместить не могут жизни берега», «И сердцем, как куклой, играя, он сердце, как куклу, разбил» и т.д.). Они были порождены временем — эпохой декаданса.

Как и на западе в российском кино складывается «система звезд». На «звезд», являющихся для зрителей олицетворением романтических героев и героинь, делается ставка коммерческим кинематографом. Каждая кинофирма стремилась заполучить для постановки хотя бы одну «звезду». Многие «короли» и «королевы» экрана были обязаны случаю и рекламе. Они своими внешними и актерскими данными импонировали определенному кругу эстетствующих зрителей. Образы, создаваемые «звездами» были духовно близки им. Разочарованность, усталость, грусть и безнадежность – характерные черты времени и общества.

Первое место по «производству звезд» занимало ателье Ханжонкова, обладавшее собственными кинематографическими журналами («Вестник кинематографии» и «Пегас») и мастером живописных съемок Евгением Бауэром.

«Звездами» («королями» и «королевами») экрана были Вера Холодная, Владимир Максимов, Иван Мозжухин, Наталья Лисенко, Иван Перестиани, Ольга Гзовская, Вера Каралли, Витольд Полонский, Зоя Баранцевич, Осип Рунич и другие.

Рождение российского кино

Рождение российского кино

Рождение российского кино 
Наталия Кованько

Рождение российского кино

На студиях вокруг режиссеров образуются устойчивые по составу съемочные группы, специализирующиеся на выпуске определенной в жанровом отношении продукции. Фильмы делятся на фильмы для, так называемой «чистой» публики, интеллигентных и образованных людей; для мещан провинции и зрителей промышленных окраин, так называемых «низов».

В это же время обостряется конкуренция между кинофирмами. Предприниматели устраивают срывы постановок (ускоренная постановка фильма с сюжетом, идентичным снимаемому конкурирующей фирмой; выпуск скороспелого суррогата гарантировал провал параллельной кинопостановки и невозможность ее последующей продажи прокатчикам), переманивают друг у друга известных актеров, режиссеров, операторов, художников. Этим занимались даже серьезные ателье и студии. Впрочем, это не являлось особенностью только русского кинопроизводства.

Одновременно с этим делается попытка осознать специфику кино, особенности его выразительных средств. В лучших фильмах тех лет можно увидеть зачатки приемов кинематографической выразительности (смена планов, композиция кадра, ракурс, освещение предмета и пространства, монтаж, более осмысленное применение натурных съемок, детализация и т.д.) и прогресс в приемах актерской игры (отказ от театрального жеста и суетливости движений).

Вместо плоских холщовых задников с нарисованными на них дверями, окнами и даже шкафами, появляются объемные декорации. Но объемные декорации обходились кинопредпринимателям недешево. Конечно, они могли ради престижа фирмы снять один-два фильма в год, идя на большие расходы, но строить специально декорации для каждой картины было им не под силу. Выход был найден — фундус — использование декораций, составляемых из отдельных частей, — колонн, каминов, дверей, лестничных маршей, балконов, галерей и т.п., изготовляемых впрок мастерскими или уже использованных, но в новых комбинациях и в новой окраске выглядящих по-новому. Р.Соболев пишет, что осуществление идеи фундуса было, по-видимому, не таким простым делом. Возникнув в 1910 году, она только в 1913 получила практическое осуществление. Первыми фильмами с фундусными декорациями были «Княгиня Бутырская» и «За дверями гостиной».

Но мало сделать реалистические декорации и костюмы, нужно их еще искусно снять. Операторы были самоучками, но постепенно, хотя оптика и осветительная техника по-прежнему остаются примитивными, начинаются поиски светотеневого освещения: используются законы, по которым живописцы решают композиции сцен и добиваются пластически-объемного изображения.

В марте 1917 года состоялось заседание работников московских кинопредприятий, в ходе которого было создано «Объединенное кинематографическое общество» (ОКО), в которое вошли владельцы киноателье, прокатных контор и контор по продаже фильмов, хозяева кинолабораторий и издатели киножурналов. Председателем был избран А.Ханжонков. Отделения ОКО вскоре появились во многих крупных городах страны.

В это же время возникают и пролетарские киносоюзы, членами которых были рабочие, служащие и технический персонал киноателье.

И творческие работники кино не остались в стороне, создав свое профессиональное объединение – Союз работников художественной кинематографии.

И вот 27 августа 1919 года советская власть Декретом о национализации кинодела прекратила существование русского дореволюционного кино и начала отсчет времени советской социалистической и росийской кинопромышленности (кинопроизводства).

С Днем российского кино, товарищи! Прошедшим 🙂

Источник

Интересные статьи