Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее

Главный прирост в российских музейных социальных сетях идет через Instagram — что вполне в мировом тренде

Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее

«Подмигивающая Фрида». 1933. Фотография Люсьены Блох, подруги художницы. Фото: Bentley Gallery/Музей Фаберже

Без представительства в социальных сетях сейчас не обходится ни один музей, ведь они дают возможность самым простым и незатратным способом прорекламировать коллекцию, анонсировать выставку. И, чтобы не превратиться в монотонную афишу, вовлечь аудиторию: например, попросить присылать свои фотографии из музея. Или устроить специальную акцию, как это сделал Музей Фаберже на выставке «Фрида Кало и Диего Ривера» в Манеже в День всех влюбленных. Пары в образах художников проходили бесплатно, выкладывали в соцсетях селфи со специальным хештегом и, таким образом, принимали участие в конкурсе, главным призом которого была поездка в Мексику. Подобные мероприятия и без того популярным выставкам только прибавляют очки. В итоге в топ-50 «Самые посещаемые художественные выставки Москвы и Санкт-Петербурга» эта оказалась на пятом месте.

Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее

Инстаграм Музея Фаберже. Фото: Instagram 

Если в прошлом году мы отметили увеличение количества музейных YouTube-каналов, то в этом обращает на себя внимание большой, в два-три раза, рост числа подписчиков в Instagram, что абсолютно укладывается в мировой тренд (ведь даже такой консервативный вид деятельности, как продажа искусства, в этой соцсети набрал невероятные обороты). Ну и, конечно, сама идея размещения «красивых картинок» как нельзя ближе преобладающему современному представлению о музее. А вот бум Telegram-каналов обошел музеи стороной. То есть почти у всех крупных они есть, но какой-то взрывной активности там не наблюдается.

Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее

Инстаграм Государственного Эрмитажа. Фото: Instagram 

Можно отметить, что тройка лидеров прошлогоднего рейтинга — Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей и Государственная Третьяковская галерея — осталась неизменной и лишь укрепила свои позиции, имея аккаунты во всех соцсетях (исключение составляет лишь Исторический, который свой Telegram-канал пока что не завел). На пятое место с одиннадцатого буквально ворвался Государственный Русский музей, суммарно увеличив количество подписчиков по всем соцсетям втрое, особенный рост — с 24 097 до 178 000 — у него также наблюдается именно в Instagram. На такой же высокой позиции у музея сообщество в соцсети «ВКонтакте». «Русский музей обязательно отвечает на вопросы посетителей как в комментариях, так и в личных сообщениях групп и страниц, — рассказали нам в пресс-службе музея. — Например, сообщество в „ВКонтакте“ оперативно реагирует на самые разные запросы — от комментариев искусствоведческого характера до помощи в посещении дворцов или организации профессиональных контактов». 

Региональные музеи также весьма активны в социальных сетях и не попали в наш рейтинг только потому, что он ограничивается 20 строчками. Как и в прошлом году, они предпочитают взаимодействовать со своими подписчиками в российских соцсетях — «Одноклассниках» и «ВКонтакте».

Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее

Инстаграм Третьяковской галереи. Фото: Instagram 

Музеи с самым большим числом подписчиков в соцсетях. Топ-20

Место в рейтинге (в прошлом году) Общее число подписчиков (в прошлом году) Музей
1 (1) 1 491 387 (1 354 401) Государственный Эрмитаж
2 (2) 979 219 (1 004 906) Государственный исторический музей (включая Покровский собор)
3 (3) 975 203 (854 262) Государственная Третьяковская галерея
4 (4) 466 229 (415 127) Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (включая Мемориальную квартиру Святослава Рихтера)
5 (11) 427 955 (276 877) Государственный Русский музей (включая Виртуальный ГРМ)
6 (5) 421 795 (409 506) Музеи Московского Кремля
7 (7) 394 269 (350 922) Музей современного искусства «Эрарта»
8 (10) 374 620 (307 183) Музей современного искусства «Гараж»
9 (9) 317 876 (332 612) Екатеринбургский музей изобразительных искусств
10 (12) 243 837 (259 931) Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (Музей Победы)
11 (13) 239 788 (254 608) Музей древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева
12 (16) 207 944 (156 510) Мультимедиа Арт Музей, Москва
13 (14) 189 308 (175 566) Государственный музей-заповедник «Куликово поле»
14 (15) 165 215 (158 775) Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева (включая дом Мельниковых)
15 (17) 125 365 (119 937) Всероссийский музей А.С.Пушкина
16 (18) 123 714 (110 018) Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»/Государственный центр современного искусства
17 (–) 112 611 Государственный музей-заповедник «Царицыно»
18 (–) 103 071 Еврейский музей и центр толерантности
19 (19) 96 905 (98 879) Государственный музей-заповедник «Петергоф»
20 (20) 93 471 (83 1770) Политехнический музей

Данные приведены на 10 апреля 2019 года. 
Учитывались данные по следующим соцсетям: Facebook, Instagram, YouTube, Twitter, ВК, ОК, Telegram. Полностью, с указанием числа подписчиков каждой из соцсетей, статистика опубликована в The Art Newspaper Russia за май 2019, стр. 37

Источник