Тропинин В.А. и его Девочка с яблоком

Тропинин Василий Александрович принадлежит к великолепной плеяде русских художников первой половины 19 века. Все его творчество проникнуто русским национальным духом: чувством национального пронизаны и его многочисленные портреты современников, и типичные бытовые сцены и образцы русской жизни.

И это несмотря на то, что Тропинин В.А. испытал огромное влияние французского художника Жан Батиста Грёза, с которым его объединяло мировоззрение — сентименталистской-просветительского. Сюжеты многих работ Василий Александрович позаимствовал у кумира. В их числе картина «Девочка с яблоком», единственно сохранившаяся работа академического периода (1800-е гг.), написанная под влиянием одноименной картины Ж.Греза.

Серов «Девочка с персиками»

Тропининская картина — это своеобразная русская интерпретация популярного образа французского сентиментализма — головки Грёза «Девочка с яблоком». Внешне картины очень похожи — Тропинин повторяется в сюжете, композиции, даже в повороте головы и тела девочки.

Покупка яблок у разносчика. В то же время тропининская картина глубоко оригинальна — она полна жизни в отличие от образа грезовской девочки, лишенной индивидуальных черт, представляющей собой абстрактное воплощение миловидной сентиментальности и чувственности. У Тропинина же мы видим портрет живой девочки, скорее всего крепостной.

Тропинин «Девочка с яблоком»

Харламов «Девочка с яблоком»

Изящную чувственную, откинутую в экстазе головку девочки с портрета Ж.Греза, Тропинин В.А. заменяет печальным личиком с задумчивым взглядом, устремленным куда-то вдаль, что выдает недетскую судьбу этой девочки. Душевная мягкость, характерное свойство тропининского искусства достигается в картине в том числе и колористическим решением: золотисто-оливковым тоном картины, на свету переходящим в желтый, в тенях — в зеленоватый, а на фоне становящийся темный. Особо выделяется на этом фоне розово-белильный цвет яблока в руке девочка, являющийся цветовым акцентом картины.

Пол Келли «Купание обнаженной девушки»

Искусствоведы отмечают, что эта работа не совершенна, в ней допущены ошибки в цветовом решении, имеются нарушения пропорций, в обрисовке формы яблока, будто не живого, выточенного как бы из дерева и др. Однако уже в этой ученической картине уже ясно проявляются характерные особенности будущей тропининской манеры письма.

Тропинин «Девушка с яблоком»

К яблочной тематике Тропинин В.А. возвращается в 1830-е годы, когда он пишет работу «Покупка яблок у разносчика. Этюд. 1830-е гг.» (смотри ниже). Этюд выполнен не так тщательно, как другие работы автора, но в нем передана сама жизнь: она сквозит в движениях девушки, в осторожном любопытстве, с которым она выбирается яблочки.

В следующий период творчества (1840—1850-е гг.) Тропинин В.А. от сентиментально-восторженного отражения жизни в своих ранних полотнах переходит к реалистическому показу тяжелой жизни простолюдинов. Однако женские фигуры по-прежнему остаются привлекательными, обаятельными и поэтичными. В это период создаются такие полотна женской тематики, как «Гитаристки» (1839), «Женщины в окне (Казначейши)» (1841), изображений девушек — «Девушка с яблоком», «Девушка с горшком роз», «Девушка со свечой и кофейником» (все 1850-е гг.). В картине «Девушка с яблоком» дан аллегорический образ женского — искусительного начала — в виде яблока.

Интересные статьи