Хелене Шерфбек (Helene Schjerfbeck), художница с невероятно тяжелой судьбой

Девочка на красном диване, 1881

Хелене Шерфбек (Helene Schjerfbeck, 1862—1946) – финская художница с невероятно тяжелой судьбой. Сегодня она признана любителями живописи и специалистами как одна из великих представительниц искусства Финляндии.

Шерфбек – автор более 1000 произведений, она была очень независимой в своём художественном творчестве. Художница создавала произведения, поражавшие как критиков, так и ценителей искусства. Умела мастерски обновлять свою манеру художественного письма от академического реализма (конец 1880-х годов) до экспрессионизма и модернизма (1940-е годы).

Синяя мадонна, 1943

Автопортрет Хелене Шерфбек на серебряном фоне, 1915

Всмотритесь в этот вопрошающий, волнующий, выворачивающий душу взгляд…

Художница испытала неудачное падение в детстве, что закончилось травмой бедра и хромотой. Далее была несостоявшая свадьба из-за матери жениха, посчитавшей хромоту следствием туберкулёза.

И вот эти трагические страницы жизни, эта нерасплёсканная любовь вылилась в прекрасные картины. Проследив за творчеством, художницы можно заметить, что всю свою жизнь она жила ожиданием счастья. В её мечтах было то, что дано нам многим сполна и безвозмездно. Бесценный дар…

Зачастую мы не придаём значения, воспринимаем как должное простое человеческое семейное счастье и радость материнства. Но для Хелене Шарфбек это так и осталось мечтой...

Выздоравливающая, 1887

Отец Хелене, начальник мастерской на железной дороге Сванте Шерфбек, умер в 1876 г. от туберкулеза, когда дети были подростками. Ее матери Ольге пришлось, превозмогая денежные затруднения, одной заботится о Хелене и ее старшем брате Магнусе (1860–1933), впоследствии ставшем архитектором. Отношение Хелене к матери было противоречивым мать не одобряла увлечения дочери искусством, но совместное проживание в течение десятилетий прочно привязало их друг к другу.

Воспитатель, 1880-е

Детские годы девочки были тихими и тяжелыми. Ее художественный талант заметил человек со стороны, учительница Лина Ингман. Свое обучение искусству Хелене начала в художественной школе при Обществе любителей искусства в очень раннем возрасте, осенью 1873г., и продолжила его после получения аттестата в 1877г. в частной академии Адольфа фон Беккера. Она очень ценила Беккера и получила от него, по ее мнению, хорошую основу.

Спящая девочка, 1890

Осенью 1880г. Хелене Шерфбек отправилась в Париж, получив от сената стипендию на поездку. Она обучалась в Академии Трела и Академии Коларосси, среди ее наставников были Леон Бонна и Густав Куртуа, последнего из которых она считала своим настоящим учителем. Вернулась на родину летом 1882г.

Автопортрет, 1884

Портрет девочки, 1886

Во время второй поездки во Францию в 1884-85гг., для участия в известном парижском Весеннем салоне, она познакомилась с английским художником, чья личность до сих пор неизвестна, и обручилась с ним. Однако в 1885г. жених расторгнул помолвку, так как его родственники посчитали, что проблемы с бедром у Хелене — следствие туберкулеза.

Детская головка, 1883

Хелене осталась незамужней. Эту сторону своей жизни она считала не вполне счастливой; особенно ее огорчало отсутствие детей. Позже она думала усыновить ребенка, но эта мысль натолкнулась на отрицательное отношение ее окружения.

Моя мать, 1909

Карьера Хелене Шерфбек как художницы во многих отношениях является исключительной. Она начала свое обучение в 11 лет и уже в молодости достигла заметного мастерства в технике, которое вскоре превратилось в своеобразное художественное видение. Хотя проблемы с бедром ограничивали ее жизнь, она писала постоянно и создала большое количество работ, в числе которых, помимо картин маслом, есть также акварели, рисунки, литографии и работы по текстилю.

Она много писала но, по ее мнению, не успела сделать сколько хотела. Препятствием была ненавистная работа по дому, которую она время от времени была вынуждена делать, потому что ее мать не выносила прислуги в доме. Работала Шерфбек довольно неторопливо, писала и переписывала картины по много раз, чтобы добиться желаемого эффекта. Она была очень самокритична и никогда не чувствовала, что достигла того, к чему действительно стремилась.

Читающая девушка, 1910

Портрет юной леди

Первая персональная выставка Хелене состоялась только осенью 1917 года. Ее организовал торговец предметами искусства Eста Стенман, убежденный в ценности творчества Шерфбек, на ней было представлено 159 работ. С этого времени известность художницы начала неуклонно расти. Стенман стал ей верным другом и в дальнейшем неоднократно принимал участие в организации ее выставок.

Подробнее о творчестве художницы можно прочесть здесь.

Молитва ребенка, 1891

Разбойник у ворот рая, 1924-25

Профиль девочки, 1887

Девочка с вазой

Маленькая Гудрун, 1885

Маргарета Винд, 1934

Прихожане, 1895—1900-е

Мария, 1909

Румяная девушка, 1927

Мадонна-де-ла Шарите, 1941

Фрагмент, 1904-05

Туфли для танцев, 1882

Швея, 1905

Колыбельная, 1893

Девочка-рыбачка, 1884

Две головы в профиль, 1881

Рыжая голова, 1915

Мать и дитя, 1886

Девушка с островов, 1929

Автопортрет на черном фоне, 1915

Шея маленькой девочки, 1887

Старушка, 1907

Синие анемоны в корзине, 1886

Девушка с белокурыми волосами, 1916

Профиль Мадонны, по Эль Греко, 1943

Девочка в платке, 1880

Девочка на песке

Девочка с вербой, 1886

Чтение, 1920

Дочь пекаря, 1913

Безмолвие, 1907

Мальчик, кормящии младшую сестру, 1881

Улыбающееся девушка, 1921

Мать и дитя

Пастушка в национальном костюме

У огня, 1893

Девушка из Эйдкунен, 1927

Молодая девушка под березами, 1891

Девичий портрет

Автопортрет, 1880-84

Заканчиваем представление еще одним автопортретом финской художницы Хелене Шрефбек

Интересные статьи

2 коммент. к статье “Хелене Шерфбек (Helene Schjerfbeck), художница с невероятно тяжелой судьбой

Комментарии уже закрыты.