Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

Особняк  Рябушинского — городская усадьба, построенная архитектором Федором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900—1903 годах. Является примером раннего модерна в русской архитектуре. Располагается в самом центре Москвы на Малой Никитской улице.

Также по этому адресу расположен музей-квартира русского писателя и драматурга А.М. Горького. Но удивительно то, что большинство посетителей приходят сюда не для того, чтобы посмотреть на личные вещи писателя, а чтобы увидеть потрясающие интерьеры особняка, построенного в стиле модерн. Уже внешне этот дом волей-неволей  притягивает взгляды любопытных прохожих. Здание несколько ассиметрично, окна различны по форме, а решетка балкона напоминает рыбью чешую. Сейчас парадный вход дома наглухо закрыт, и посетители проходят в музей через черный ход со стороны Спиридоновки.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

Со стороны фасада особняк кажется невысоким и видно только два этажа. Но на самом деле, в доме есть еще и третий этаж, тайный, в котором располагается молельня.

Первый этаж дома напоминает подводный мир со своими чудными обитателями. Войдя в него, вы увидите необычную лестницу, сделанную из мрамора. Она словно волной поднимается вверх, унося вас на  второй этаж дома.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

На самом верху лестницы поселился осьминог, созданный из мерцающих кристаллов.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

А если вы посмотрите на него сверху, то она напомнит вам морскую черепаху.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

Тема подводного царства преследует вас буквально в каждом элементе особняка: дверная ручка, выполненная в форме морских коньков,

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

Паркет, напоминающий морскую волну.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

Потолок украшает выполненная вручную лепнина, имитирующая заросший водоём.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

Капитель колонны украшают саламандры, плотным клубком переплетенные с лилиями. В этой необычной скульптуре есть свой глубокий смысл. Чудовищные ящерицы олицетворяют зло, а прекрасные лилии — символ добра.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

На третьем этаже располагалась потайная молельня, спрятанная от посторонних глаз не только изнутри особняка, но и снаружи.

Чтобы попасть наверх, нужно было пройти по узкой галерее второго этажа, а затем подняться по тёмной лестнице на третий. Молельня была тайной. В те годы, на момент строительства дома, гонения на старообрядцев (Рябушинские были старообрядцами) ослабли, но им  все еще было запрещено иметь свои собственные культовые сооружения, и многие действовали скрыто. Лестница в молельню вела из специально пристроенной к дому башне.

Комната выполнена Шехтелем в стиле раннехристианских храмов. В основании свода  — небольшое окно, создававшее естественное освещение. Стены цвета красной глины расписаны  узорами, которые воспроизводят звёздное небо. 

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

В прихожей особенное внимание привлекает витражная картина. Она визуально меняет цвет в зависимости от позиции смотрящего — от синего до ярко-жёлтого. Витражный пейзаж подчёркивает символическую концепцию декора дома — единение человека с природой.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

Рядом с прихожей находится кабинет, обильно декорированный мотивом лаврского, древнего символа славы, успеха и победы. Этот узор повторяется в деревянной отделке, витраже, дверных ручках.

В этой комнате  Алексей Михайлович работал каждый день по определенному расписанию с 9 утра до 2 дня. Выходных, как говорят, у писателя не было.

Особняк С.П. Рябушинского — чудо в стиле модерн в центре Москвы

Большая часть мебели кабинета после революции утрачена. Сохранился только один оригинальный предмет, выполненный по эскизам  Шехтеля, — небольшой шкаф над камином.

Многие думают,  что таким необычным интерьером Рябушинский хотел скрыть от глаз посторонних самое главное и ценное для него в этом доме — молельню. Ведь молиться в открытую в те годы, до указа о веротерпимости, было небезопасно.

Я рассказала только о некоторых загадочных символах, словно впечатанных в необычный интерьер дома. Надеюсь, что этим повествованием я вдохновлю посетить этот особняк тех, кто еще там не был, а тех, кто уже был, заглянуть туда еще раз.

Источник

Интересные статьи