Неромантичная профессия ювелира: опыт мастера и история

Неромантичная профессия ювелира: опыт мастера и история

Неромантичная профессия

Романтичной работой назвать ее сложно,

Да и тем за романтиков вряд ли сойти,

Что в цехах, мастерских со спиною скукоженной

День за днем на одном монотонном пути:

Восковать, подплавлять, собирать, формоваться,

Отливать, галтовать, шлифовать и паять,

Закреплять, раскреплять, доводить вид до глянца…

Романтичным такое возможно назвать?

И не в блеске камней, а в пыли и мозолях,

И не с хрустом купюр, а со звоном монет.

Лишь в мечтах романтична подобная доля,

Но в другом ювелиру спасения нет!

Это стихотворение я написала в прошлом году, помню, устала тогда неимоверно, выплата зарплаты (которая не дотягивает до средней) была прилично задержана, пальцы рук содраны абразивными «шкурками» до такой степени, что мой телефон отказывался разблокироваться от прикосновения к нему запрограммированных на это пальцев, мозоли, порезы, грязные одежда и тело, насквозь пропитанные «ароматом» то ли полировальных паст, то ли обезжиривателей и кислот… Были мысли: «а может все бросить?» Но стихотворение слегка выплеснуло эмоции, и меня снова поотпустило…

Неромантичная профессия ювелира: опыт мастера и история

То, что я мечтала стать ювелиром с детства, не скажу. Но украшения любила, рисовать тоже. В 9 классе (заблаговременно) пришла пора определяться с будущим вузом и профессией. Выбор пал на «Художественную обработку металлов», так как в приемной комиссии школьницу и ее родителей уверили, что эта специальность сделает из девочки ювелира. Эта девушка даже 2 года (до выпускного в 11 классе) специально ездила в другой город в профильный класс художественной школы готовиться к художественному экзамену для поступления на вышеупомянутую специальность…

Стала ли я по окончании вуза ювелиром? Нет! Я стала инженером-гальваником. Обманули ли меня при поступлении?! Скорее всего нет, просто либо работник приемной комиссии попался недостаточно знакомый со специальностью, либо в те годы шла упорная борьба за абитуриентов, тем более за тех, что были медалистами.

Неромантичная профессия ювелира: опыт мастера и история

Конечно, пару практик на ювелирных предприятиях перед окончанием вуза мы прошли, но чисто ознакомительных. А с такими практиками ювелиром не станешь.

На втором году обучения, познакомившись со старшекурсниками, промониторив цикл образовательной программы, я начала понимать, что, выпустившись из вуза, с нуля украшение сама я изготовить не смогу. И меня познакомили с маститым ювелиром-универсалом. Конечно, это знакомство дало свои плоды, но, по большей части, теоретические. У меня была (и снова теоретическая) возможность поставить в мастерской «учителя» свой верстак, купить инструмент на первое время, но финансово потянуть это студентка не могла (на 2011 год озвученная сумма первоначального вложения = 60 тысячам рублей). А за одним верстаком и инструментом мы с ювелиром не уместились — его работа, как ни крути, единственный источник дохода, а без верстака и инструмента, сами понимаете, эта работа, тем более ручная, не делается.

Но вопреки всему ювелиром я стала (правда, ювелиром я до сих пор называю себя неуверенно, хоть за плечами «чистого» опыта — 5 с небольшим лет). Окончила вуз, положила в ящик красный диплом и пошла работать за копейки на производство для получения опыта. Копейки — не преувеличение. В 2014 году я пошла работать за 5000 рублей, правда, на неполный день. Вторую часть дня там же я обучалась на платных курсах 3д моделирования.

На календаре 2019 год… Я многое вложила в профессию ювелира, многому научилась, но, увы, романтика древнейшей творческой профессии тает на глазах с каждым днём... Отрывочно процитирую статью, опубликованную РБК в октябре прошлого года:

Неромантичная профессия ювелира: опыт мастера и история

«2018 год стал последним для каждой десятой ювелирной компании страны. Экспорт упал в восемь раз, производство изделий из золота — вдвое. Ювелирная отрасль России переживает не лучшие времена. За последние пять лет доходы в этой сфере серьезно снизились, экспорт просел в восемь раз. Многие предприятия находятся на грани банкротства»…

Она продолжала крепить стекляшки в модели несложные,

Пытаясь при этом забыть, что в жизни способна на большее.

Какая-то четверть рубля платилась за камушек вставленный,

И лишь, преломляя себя, зарплата могла быть заявленной...

Неромантичная профессия ювелира: опыт мастера и история

Это отрывок из еще одного моего стихотворения (из наболевших), которое я посвятила подруге, работающей на массовом производстве закрепщицей. Сидячая малоподвижная работа, уставшие глаза, руки, спина, монотонность процесса, низкие сделочные расценки — все это о нынешних ювелирах-закрепщиках, отработчиках, полировщиках и… Какая там романтика?! Может быть с частными ювелирами-универсалами все слегка иначе, их рабочий процесс более творческий и разнообразный, но кризис в отрасли на всех один.

Как бы там ни было, профессия ювелира ещё «дышит» и может похвастаться своей уникальностью, длительной историей существования и возможностью дарить миру и людям прекрасное.

Неромантичная профессия ювелира: опыт мастера и история

«Украшения не делают человека более красивым, однако заставляют его чувствовать себя более красивым»

(Энди Уорхол)

Получается, что ювелиры помогают человеку чувствовать себя лучше, быть привлекательнее! И эта «помощь» перетекала и перетекает из века в век…

Согласно этимологическому словарю русского языка Семёнова, в русском языке слово ювелир появилось в середине XVIII в. Оно, скорее всего, было заимствовано из немецкого или голландского языков. В голландском и немецком языках это слово появилось из старофранцузского. Первоисточником же является латинское слово, производное от глагола jocor (развлекаюсь, шучу). В современном русском значение слова ювелир трактуется как «человек, изготавливающий ювелирные украшения, изделия из драгоценных металлов и камней».

Радиоуглеродный анализ золотых украшений с самоцветами, найденных при раскопках пирамиды Джосера, показал, что им около 5 тысяч лет, как и ювелирному искусству, превращающему невзрачный металл и камни в нечто большее.

Древние Египет и Греция — античные мастера этих регионов считались лучшими ювелирами, к ним съезжались ученики со всего мира, чтобы перенять для себя и своих культур тонкости мастерства. Знания и умения суммировались, продвигая ювелирную отрасль к новым горизонтам.

Неромантичная профессия ювелира: опыт мастера и история

Эпоха возрождения — время культурного расцвета искусства, в том числе и ювелирного. XIV век — ювелирные украшения четкие, геометричные. В то же время богатые на растительные узоры и пестроту прозрачных эмалей. XV век — украшения уходят от избытка орнаментов, распространяя светские сюжеты. Расцветает новая техника эмалирования: эмаль накладывают послойно на уже эмалированную и обожженную поверхность. В XVI веке в топе — эмалевая портретная миниатюра и инкрустация в подвески алмазов, ограненных в виде пирамиды и вставленных в глубокие закрытые оправы. Кроме того, в этом временном периоде в моде тонкие цепочки с медальонами, серьги в виде подвесок из жемчужин, перстни на все пальцы обеих рук. Развитое чувство формы, уникальность сюжетов, исполнение сложнейших технологических операций, умение «понять» и преобразить металл — все эти навыки эпоха передала следующим поколениям.

Неромантичная профессия ювелира: опыт мастера и история

Ювелирное искусство стало массовым в середине 19 века. В моду вошли аквамарин, горный хрусталь, малахит, искусственные бриллианты; украшения стали более строгими и тщательно проработанными. Массовость украшений сохранилась и в советские годы. Сегодня идейность ювелирного украшения возрождается. Смело применяются сочетание фактур, материалов, сюжетов. В большинстве случаев концепт выигрывает перед ценностью камней и металлов. За плечами у современного ювелирного искусства огромный пласт ценных техник, сюжетов, секретов мастеров прошлого. На слуху и в сердце великие имена — Карл Фаберже (Россия), Рене Лалик (Франция), Чарльз Тиффани(Америка), Луи-Франсуа Картье(Франция), Фредерик Бушерон (Франция) и другие…

Неромантичная профессия ювелира: опыт мастера и история

Непростые времена бывали всегда и у всех, взять, к примеру, Карла Фаберже, бОльшую часть его имущества и украшений конфисковали большевики, и это стало огромным шрамом на его жизни, которая закончилась в бедности и печали… У нас, слава богу, все более-менее в порядке, поэтому если не впадать в депрессию и продолжать творить, несмотря ни на что, думаю, все наладится, пусть не сегодня, не завтра, не послезавтра, но послепослезавтра — обязательно!

Татьяна Щапова

Источник