«Не всё то золото», или Пара слов о плагиате

«Не всё то золото», или Пара слов о плагиате

Поговорим сегодня о таком явлении, как плагиат, и попробуем разобраться, откуда он берется. Сперва обратимся к словарю:

Плагиат — умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства; присвоение плодов чужого творчества; опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений; литературное воровство, кража идей. Синонимы: повторение, подражание, присвоение, заимствование.

Как видите, понятие это очень широкое, а в синонимах смешались самые разные нюансы. Чаще всего понятие плагиата относится к литературе или науке, однако в общем случае его можно использовать для любого вида искусства — в том числе, нашего, handmade.

«Не всё то золото», или Пара слов о плагиате

Рис.1 Пирит, он же — «золото дураков»

Любой (или почти любой) рукодельник в своем становлении проходит несколько ступеней мастерства. И начинаем мы все... с копирования.

Ступень первая: уровень базовых техник.

Мозаика, кирпичик. Репсовый узел, плоский узел. Изнаночная петля, лицевая петля. Столбик с накидом, столбик без накида, полустолбик. Этот список можно продолжить для любого вида рукоделия — это базовые приемы работы с выбранным материалом, будь то бисер, нитки, дерево, etc. Новички начинают с этого. Изучают швы, узлы, приемы обработки дерева. Этими базовыми техниками пользуются все. Плагиат? Конечно, нет.

«Не всё то золото», или Пара слов о плагиате

Рис.2. Гусеница винного бражника, старательно маскируется под змею.

Ступень вторая: уровень элементов.

«Как оплести кабошон». «Как обработать край». «Как вшить кант». «Как тонировать фом». «Как крепить застежку». Это не совсем базовые техники — если изобрести мозаику еще раз довольно сложно, то придумать на ее основе еще один способ оплетения риволи — реально. Новичок может не учиться на чужом опыте, а придумывать всё самостоятельно, но чужие идеи и находки существенно ускоряют обучение. И мы снова учимся друг у друга — по книгам, вебинарам, платным и бесплатным мастер-классам. Мы обмениваемся опытом, чтобы не изобретать самостоятельно велосипед, а двигаться дальше вместе, учитывая чужие ошибки. Плагиат? Скорее, нет, чем да.

«Не всё то золото», или Пара слов о плагиате

Рис.3. Авантюриновое стекло. К камню авантюрину никакого отношения не имеет.

Ступень третья: уровень свободного творчества.

Итак, базовые техники изучены, основные навыки создания элементов получены, можно творить свое. И... не так все просто. До этого мы копировали, повторяли, заимствовали — а сейчас нужно сделать шажок к собственному. И не у всех хватает на это упорства. Нет, даже не фантазии — я считаю, любой человек способен фантазировать, любой мастер способен придумать собственную идею, но некоторые ленятся, останавливаются и по инерции продолжают копировать, повторять, заимствовать...

И мы оказываемся на очень тонкой грани.

Вот смотрите. Когда художник на пленэре рисует закат, он ведь не ворует у природы, верно? Хотя, в целом, он копирует то, что видит. Так, как видит.

Теперь, предположим, что все дружно делают, например, бабочек из фоамирана. Идея использовать фоамиран таким образом пришла, вероятно, кому-то одному. Но прошло совсем немного времени — и весь Интернет уже пестрит такими бабочками всяческих видов, цветов и размеров. Это копирование? В некотором роде — да, по крайней мере — это однозначно заимствование, но плагиат ли это? Пожалуй, ещё нет.

Или, допустим, возьмем меховые браслеты. Кто-то придумал обернуть жесткую основу кусочком меха, расшитым бисером и стразами. Идея оказалась удачной, ее взяли на вооружение многие мастерицы. Заимствование? Несомненно. Плагиат? Нет, все ещё нет.

А если я сделаю, к примеру, серьги «Тлеющий огонек» (победители IV международного конкурса Сваровски «Моя стихия») и выложу их в продажу, «забыв» упомянуть, что выполнены они по мастер-классу великолепного мастера Галины Дитрих, то меня можно будет совершенно справедливо обвинить в плагиате.

«Не всё то золото», или Пара слов о плагиате

Рис.4. Сатанинский листохвостый геккон. Попробуйте отличить его от листьев.

Так где же грань между синонимами «заимствование», «копирование» и «плагиат»? Я для себя пришла к такому выводу:

плагиат — это копирование без указания авторства;

копирование — это заимствование без переосмысления, без преобразования (и да, изменение цветовой гаммы не всегда будет преобразованием);

заимствование — это развитие чужой идеи в собственном стиле, творение на основе чего-то уже существующего.

И если плагиат — это категорически не то, что может позволить себе мастер, да и копированием уважающему себя мастеру лучше не увлекаться, используя его исключительно в целях обучения, то заимствование — это мощнейший инструмент развития. Вдохновляясь окружающим нас миром, будь то природа или чье-то творчество, пропуская его через себя, преломляя и дополняя, мы увеличиваем количество красоты вокруг нас — а разве не в этом цель любого творчества? Мы отражаем друг друга, подхватываем витающие в воздухе идеи, создавая тренды, перетаскиваем вдохновляющие нас образы из одного вида искусства в другой, из одного рукоделия в другое, создавая их из других материалов, в других техниках. Мы, мастера, многократно переосмысляем закат, метель, огонь, уют, любовь — выражая их так, как чувствуем сами. И это и есть — творчество.

Вдохновляйтесь и будьте счастливы!

P.S. Поделитесь своим мнением в комментариях. Буду благодарна 🙂

Источник

Интересные статьи