На Модильяни посмотрят пристальнее

Комплексный анализ 29 произведений из 10 французских государственных музеев должен стать «лучшим оружием против подделок»

На Модильяни посмотрят пристальнее

Амедео Модильяни в своей мастерской на улице Коленкур. Монмартр, Париж, около 1918 г. Фото: Reproduction Bruno Descout / Centre Pompidou

Десять художественных институций вместе с Реставрационно-исследовательским центром музеев Франции (известным как C2RMF) приступили к двухлетней технологической экспертизе всех произведений Амедео Модильяни, хранящихся в государственных коллекциях. В проекте под названием «Модильяни и его секреты» участвует 29 экспонатов: 3 скульп­туры и 26 картин, в том числе портрет брюнетки, принадлежащий Музею изящных искусств в Нанси и уже не считающийся подлинным.

Как сообщила Мари-Амели Сено из Музея современного искусства в Лилле, исследование творчества одного художника во французских коллекциях — первое с 1999 года, когда был реализован подобный проект, посвященный Винсенту ван Гогу. Ее институция может похвастать самым крупным среди французских музеев собранием портретов кисти Модильяни: в Лилле их 14. Богатой коллекцией музей обязан своему основателю, меценату Жану Мазюрелю, дядя которого начал собирать работы художника в 1917 году. С них и начались исследования в 2016-м, давшие старт нынешнему проекту.

На Модильяни посмотрят пристальнее

«Жан-Батист Александр» (1909) Амедео Модильяни из Музея изобразительных искусств Руана во время исследований. Фото: Musée des Beaux-Arts de Rouen / C2RMF/Anaïs Genty-Vincent

Реставрационно-исследовательский центр в Лувре приступил к работе над ним еще в мае. Свои экспонаты предоставили Центр Помпиду, Музей Пикассо и Музей современного искусства города Парижа, а также музеи Гренобля, Нанси, Руана и Труа. Национальная лаборатория C2RMF проведет съемку под микроскопом и сделает химический анализ синтетических пигментов. Органические материалы изучат специалисты лаборатории Национального центра научных исследований в Лилле.

Итоги подведут в научном каталоге и на симпозиуме в 2020 году, к 100-летию со дня смерти художника. «С удовольствием пригласим экспертов прокомментировать выводы», — говорит Сено. Вместе с тем она подчеркивает независимость комиссии от посторонних мнений. «Разумеется, в процессе мы можем обмениваться информацией, но значимость нашего исследования основана на том факте, что оно не имеет никаких финансовых последствий, — говорит она. — Это работы кисти знаменитого художника, принадлежащие Франции, поэтому мы обязаны объявить о результатах экспертизы широкой аудитории».

На Модильяни посмотрят пристальнее

«Портрет Жанны Эбюртен» (1918) Амедео Модильяни из Музея современного искусства г. Труа во время исследований. Фото: C2RMF/Vanessa Fournier

По мнению Мишеля Меню, руководителя отдела исследований C2RMF, «чем больше мы знаем, тем эффективнее боремся с подделками». Безусловно, мошенники пытаются совершенствовать свои технологии, что требует и от экспертов все большей филигранности. «И все же предоставить данные нашей экспертизы общественности — лучший способ обнаружить и выявить существующие подделки», — уверен Меню. 

Напомним, последний по времени скандал вокруг имени Модильяни разгорелся в январе 2018 года в Генуе, когда полиция объявила фальшивыми 20 картин, экспонированных в местном Дворце дожей.  

Источник

Интересные статьи