Клуб Анонимных Рукодельниц. Встреча вторая. Мастер и Муза

Клуб Анонимных Рукодельниц. Встреча вторая. Мастер и Муза

А вы помните тот момент, когда ваша Муза посетила вас впервые? Я помню.

Было лето, я была на работе. Это был, кажется, 2002 год. К нам в кабинет зашла коллега — молодая девчонка (собственно, я тоже тогда была не старая, но она была моложе), и говорит, посижу тут у вас недолго, и склонилась над какой-то тряпочкой.

Что делаешь, спрашиваю. Она: вот, будущей свекрови подарок вышиваю, розу. И показывает почти готовую вышивку. Красиво, говорю. Сложно вышивать? Нет, отвечает. Я задумалась.

Клуб Анонимных Рукодельниц. Встреча вторая. Мастер и Муза

По дороге с работы зашла в магазин, сразу купила метр бежевой канвы, схему для вышивания, мулине. Естественно, не разбираясь в размерах и марках. Ознакомилась с материальной частью. Дома попробовала — а неплохо вроде получается, правда совсем не сложно и затягивает.

Мама из закромов шкафа достала две незаконченные вышивки — наволочки для подушки, на, говорит, вышивай, 40 лет назад начала, что-то все не закончить. Ничего так долгострой?

Знаете, мне кажется, что для того, чтобы у тебя появилась своя собственная Муза, нужно два фактора: наследственность и ситуация.

По поводу наследственности: как стало очевидно, мама в молодости вышивала. Тогда еще достать ткань с рисунком и мулине было крайне сложно. Да и мулине, по-моему, было цветов 6: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый. Все. Папа все больше по дереву, но без изысков — по дому — полочки там разные и прочие хозяйственные нужды. С возрастом к «тряпочкам» пристрастился — нещадно мучил нашу старую швейную машину, латал все, что можно залатать, часами просиживал. Чуть позже даже обувь пытался чуть ли не вручную перешивать. Зачем — никому не сказал. Завидую его способности сочетать несочетаемое — по цвету, фактуре, главное результат. Я вот так не могу, мне надо, чтобы ткани как-то сочетались. Тут игрушку-монстра села шить, еле договорилась со своим здравым смыслом — просила его сходить погулять, чтобы не ныл «то не так, это не подходит». Мне и надо было, чтобы не подходило и не сочеталось.

Клуб Анонимных Рукодельниц. Встреча вторая. Мастер и Муза

В детстве моим рукодельным воспитанием никто не занимался. Я мастерила из металлического конструктора швейную машину и всячески заправляла в нее нитки. Долго думала, как пристроить иголку и заставить ее двигаться. Моих инженерных задатков тоже никто не заметил.

В школе уроки труда… Что тут скажешь… Научить шить особо не старались — у кого получалось — молодец, а нет — ну так и нет. Вязать крючком худо-бедно научили и на том спасибо. Пупса любимого обвязала всего! И шапки, и штаны, и кофты… Пряжа, кстати, тогда была тоже всего 6 цветов, судя по моим воспоминаниям. Жаль, не знаю куда пупса родители дели, а фото нет. В общем, зачатки тяги к рукоделию от родителей передались, видимо.

Клуб Анонимных Рукодельниц. Встреча вторая. Мастер и Муза

А потом — раз! — и коллега с розой для свекрови! Та самая ситуация. Знаете, я думаю, что музы размножаются почкованием. Ну нет у них времени на сложные процессы. И не знаю, есть ли среди них представители мужского пола.

Кстати, о почковании муз. Уже на другой работе, тщательно изучив мою страницу в соцсети, приходит ко мне коммерческий директор. Должность солидная, но самой ей, директору коммерческому, лет 30. С ежедневником такая приходит, с ручкой. Ну, думаю, серьезный разговор. Так и есть. Скажи, говорит, каким мне творчеством лучше заняться. Я аж растерялась… Усиленно рекомендовала ей вышивку крестом, ну еще что-то вспомнила о чем слышала, чтобы без серьезных затрат на первых порах. Вышивка у нее не пошла, а вот в декупаж она влюбилась и пропала! Так что, видимо, моя Муза мама теперь, отпочковала декупажную дочку.

Клуб Анонимных Рукодельниц. Встреча вторая. Мастер и Муза

И вот, значит, растет эта Муза вместе с Мастером — заставляет разбираться в азах, совершенствоваться, узнавать и пробовать новое.

И знаете что? Муза совершенно не поддается воспитанию. Ведет себя как попало. Особенно если от нее начинать отмахиваться и игнорировать. Музе проще «отдаться» чем объяснить, почему ты прямо сейчас не можешь что-то сделать. Муза плохого не посоветует. Не можешь творить прямо сейчас — хотя бы запиши идеи, Муза за тебя все помнить не будет, а ты потом будешь жалеть о потерянных идеях.

Если к Музе прислушиваться и договариваться, то это существенно сокращает творческую нервотрепку. Эта вечная попытка разорваться между «хочу» и «надо». Надо — делать заказ, сшить игрушку. А хочу — вышивать. Я обычно обещаю Музе, что вот сейчас мы спокойно и внимательно сделаем обещанную игрушку на заказ, а потом — честное слово — будем вышивать. Причем моя Муза сама выбирает, что именно мы будем вышивать: вот ту вот игольницу, или вот эту картину. Если согласиться с ее выбором — это гарантия, что и процесс пойдет спокойно и размеренно, и нитки не перепутаешь. И удовольствие получишь. Проверено. А перехочет вышивать — прислушиваюсь к себе, что сейчас больше хочется? Вязать? Выкроить про запас самые ходовые товары? Разложить по цветам клубочки/бисер/ткань для новый идей? Хорошо, так и сделаем.

Клуб Анонимных Рукодельниц. Встреча вторая. Мастер и Муза

Муза шепнет, что надо взять с собой в отпуск — набор для вышивания, или свитер будем довязывать. И все сокрушается, что швейную машину взять с собой нельзя.

Муза напоминает, что недоделано и уже давно — надо уже закрыть этот гештальт.

Напоминает, что в магазине Мастера на заказ, а сейчас подходящий момент, чтобы к сезону подготовиться, чтобы самые популярные позиции были в наличии, и лучше не в одном экземпляре, если Мастера еще не тошнит от работы на заказ, конечно.

Повторять на заказ ей скучно — ноет и елозит. А делать новое иногда страшно — а если не получится как мечталось — обижается и дуется какое-то время. Если получается даже лучше, чем мечталось — и Мастер, и Муза удивляются и радуются как дети.

А еще на Музу нельзя давить — давай быстрее, думай. Ей нужно время. Лучше отложить, если не идет, не созрело.

Мы с моей Музой совершенно не любим заканчивать изделие сразу: остается последний штрих — обязательно отложим. Набивка, отделка, последняя пуговица, оформление мордочки — должно полежать.

А еще люблю это предвкушение — вот место на диване/за столом готово, все разложено и сейчас… сейчас… поехали! И только инструменты в пальцах мелькают и так складно все идет. Особенно если домочадцев удалось из дома куда-нибудь отправить хотя бы на несколько часов.

Как понять, что хорошо сделано, сшито, связано, написано? Муза замолкает. Но не уходит. Просто молча любуется. Значит хорошо все и правильно, значит не добавить, не отнять.

Иногда она устает. У меня это происходит, если я целый день занимаюсь чем-то одним. Ну не целый день, но очень долго. И тогда вообще делать ничего не хочется. Возникает ощущение, что вот больше никогда ничего делать не буду. И так пусто и страшно становится… Но ничего, я то знаю — погуляет, отдохнет и вернется, только держись! За кошелек держись, она ведь с новыми идеями вернется.

Клуб Анонимных Рукодельниц. Встреча вторая. Мастер и Муза

Все рукодельницы знают специальные ритуалы для возвращения Музы. Достаточно начать перебирать свои запасы: попытаться упорядочить запасы ниток, ровнее сложить ткани, разложить бисер и бусины по цветам, пересмотреть сложенные про запас наборы для вышивания, разобрать файлы с картинками и схемами. И вдруг обнаруживаешь себя уже с иголкой/глиной/кистью, новой идеей и горящими глазами! Видимо поэтому порядок в запасах явление редкое.

Я вот даже пишу сейчас, и слова как будто не из головы, а откуда-то из пространства приходят, я только по клавиатуре стучу и удивляюсь — ишь, вроде ничего выходит! Наверное, это и называется «глаза боятся, руки делают». Главное рукам и Музе не мешать, не спугнуть.

И вообще, давно пора рукодельной Музе придумать имя. Мы не греки, конечно, не римляне, но точно не хуже их. Предлагайте! 🙂

P.S. Расскажите о своих Музах!

Источник

Интересные статьи