Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

Китайская опера — настоящая жемчужина китайского традиционного искусства. Это сценическое искусство, которое объединяет элементы музыки, пения, диалога, танца, акробатики и боевых искусств. Опера славится своими отточенными приемами вокала, танца, воинского искусства и пользуется большой популярностью.

В том виде, какой мы знаем сейчас, опера сформировалась в середине 19 века. Но истоки свои она берет в давние времена, с уличных представлений, с ярмарочных певцов и танцоров, акробатов и фокусников. Сейчас нам, европейцам, больше известна столичная Пекинская опера, но в Китае существует более 360 региональных разновидностей. Самые популярные пять: Пекинская, Хэнаньская, Хуанмэйская, Шаосинская, Пинцзюй.

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

Театр Huguang Guild Hall Пекин

Китайская опера непростое в исполнении, а в европейском понимании, и в восприятии искусство. Оно имеет четкую структуру, амплуа актеров расписано до мелочей, сюжетом часто выступают знаменитые новеллы древности. Однако не смотря на это у актера всегда есть возможность для импровизации, что больше всего ценится зрителями.

Особенность Китайской оперы — красочный грим и великолепные костюмы, вес которых может доходить до десяти килограммов, тем удивительнее, как в таком одеянии актеры умудряются совершать сложные акробатические номера.

При эпохе Цин (1644—1912) для управления придворной драматической труппой было учреждено Ведомство Великой Гармонии, которое отвечало за постановку театральных пьес и проведение парадов. В 19 веке придворный художник создал альбом театрального грима — великолепная, почти ювелирная работа натуральными красками по шелку.

Одной из особенностей Пекинской оперы — использование необычного театрального грима. Лица героев и персонажей Пекинской оперы раскрашиваются в разные цвета. С помощью грима создаются разные характеры и амплуа героев.

Красный цвет означает преданность и храбрость; синий цвет — твердость и стойкость; зеленый — упорство и рыцарство; желтый — вспыльчивость и амбициозность; серый — лихость в почтенном возрасте, пурпурный — мудрость и бесстрашие, прямоту и твердую волю; преимущественно белый грим показывает злодея и лжеца; фиолетовый говорит о силе духа и изобретательности; золотистый цвет символизирует связь с духами и богами; черный — самоотверженный характер или суровость, если на лицо наложен простой грим с белилами на носу — это служит для передачи комичности и шутливости образа.

Персонажи пекинской оперы делятся на 4 основных амплуа, каждое из которых имеет свои особенности в актёрской игре, гриме и костюме.

1. Амплуа ЦЗИН — мужские персонажи. Для этого амплуа характерен пёстрый грим, и другое название цзин — раскрашенное лицо, хуалянь. Могут изображать как положительных, так и отрицательных героев.

Ярким героем этого амплуа является бог Гуань Гун — священный воин, защитник слабых и бог богатства. До сих пор в Китае можно увидеть его изображение на дверях домов для защиты от злых сил.

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

2. Амплуа ШЭН — мужской персонаж. В зависимости от возраста и положения в обществе шэн делится на старший — лаошэн, младший — сяошэн и шэн-воина — у-шэн. До начала XX века амплуа шэн было главным амплуа пекинской оперы. Одним из самых ярких образов амплуа шэн является Сунь Укун — знаменитый царь обезьян. В индийских источниках его имя Хануман.

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

3. Амплуа ДАНЬ — женский персонаж. Наиболее яркими его подтипами считаются дань в тёмном халате — цинъи, дань-цветок — хуадань, дань-воительница — у-дань, дань в пёстрой рубашке — хуашань и дань-старуха — лаодань.

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

4. Амплуа ЧОУ — комичные, но добродушные персонажи, а также коварные, хитроумные, но при этом глуповатые злодеи. В истории китайского театра амплуа чоу появился одним из первых.

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

Китайская опера — жемчужина традиционного искусства | Журнал Ярмарки Мастеров

Расширять границы, узнавать историю и культуру других народов позволяет находить новые идеи и вдохновение.

Иллюстрации взяты из Альбома Театрального грима, автор неизвестен.

Фото взято из свободного доступа из интернета.

Рейтинг




3.7

(3 голоса)

Источник