Как правильно ходить в типографию. Или все чего-то технически требуют

Как правильно ходить в типографию. Или все чего-то технически требуют

Задачка:

Вы заказали дизайн визитки. Эскиз вам понравился, и дизайнер вам его оформил и сохранил в подходящем, по его мнению, формате. Выслал вам.

Вы радостно несетесь в типографию (самую лучшую, ясное дело!) и отдаете файл — от тамошнего профессионала тутошнему профессионалу. Ну, они-то точно должны знать, что с этим делать! Предполагается, что вам в торжественной обстановке через пару дней вручат ваш тираж визиток.

А тамошний дизайнер вам и говорит: «Макет сделан не по нашим техническим требованиям. Все хорошо. Но не по нашим. Нужно доработать. Ну, или я могу доработать его за дополнительную оплату при наличии файла-исходника».

Или второй вариант (если у него большая загруженность или ему просто влом этим заниматься), даст вам в руки файлик следующего содержания со словами «Как переделаете — приходите».

Вы офигеваете любуетесь на текст мелким шрифтом и какие-то таблицы.

Первая реакция — посмотреть и молча содрогнуться. И бежать отсюда, забыв о визитках навсегда. И больше никогда-никогда…

Стоп. Выдохните. Без паники. Но из головы-то не идет вопрос:

«А зачем это вообще нужно? Все же хорошо было — эскиз такой красивый…»

Ну, во-первых, ни один дизайнер в типографии без вашей просьбы никогда не полезет править чей-то чужой макет. Если бы он делал его сам, то изначально все настройки выставил, как надо. Но макет извне — это табу. Он неприкосновенен.

Типографии, которые не заморачиваются качеством, напечатают как есть — результат на вашей совести. Что принесли — то и получили. Ответственные типографии, которые дорожат своим именем, могут настаивать (не просить, а именно настаивать) на том, чтобы макет был подогнан по их требованиям. Я знаю случаи, когда типография совсем отказывалась печатать без этих правок.

Их можно понять — они страхуются. Ведь когда вы получите визитки, которые, например, по цвету отличаются от макета, к кому претензии будут? Правильно — типография накосячила. У дизайнера-то все хорошо было. А эти, криворукие…

И во-вторых. Что такого страшного, если этот листок (файлик) проигнорировать?

Ну, грубо прикинем, что же мы хотим проигнорировать. Это — формат файлов, технологические параметры макета, в том числе и припуски для порезки готовой визитки (не учтете, и вам отрежут кусок визитки не в том месте. Пустячок, да? :), шрифты и цвет, требования к растровым и векторным объектам, треппинг, цветопроба. Да, и требования к файлам каждой из графических программ отдельно.

И бумага, на которой все будет печататься, тоже продиктует свои «хотелки» — на глянцевой и матовой краски выглядят неодинаково.

И, конечно, отдельные требования для разных видов продукции — визитки и каталоги печатаются по-разному. И скрепляются потом по-разному, поэтому даже один и тот же каталог на скрепочках и на пружинках должен быть подготовлен по своим параметрам. Жесть, да?

Давайте рассмотрим только один из пунктов этого списка (у разных типографий такой список может занимать от 1 листа и до бесконечности — во всех подробностях).
Цветовой профиль. И не весь, на, допустим, только черный цвет.
«Ну, проще-то что? Не взрывайте мозг!» — скажете вы. — «Весь дизайн и печать строится всего из 4 красок — черная одна из них. Как тут можно накосячить?»
Ну, как бы, да. Краски 4. И в довесок, всего-то 100 миллионов вариантов их смешивания!.. Хотя сделаю скидку — на экране получается чуть большее количество цветов, чем способен напечатать станок.
Но даже этот простой черный цвет может быть очень разным. И иметь оттенки. И это вовсе не «черный», «очень черный» и «совсем черный».
Чтоб было понятно: можно напечатать рисунок одним цветом — черным. А можно взять все 4 краски, смешать в разных пропорциях — и тоже получится черный. Но это буду два разных черных! Потому что чем больше каждого цвета вы возьмете для смешивания, тем темнее получится черный цвет.

Пример. Обратите внимание на черный пиджачок. Кто скажет, что это не черный? Но он разный!

Как правильно ходить в типографию. Или все чего-то технически требуют

И потом, мы же печатаем на бумаге. А разная бумага по-разному впитывает краску. Например, глянцевая и матовая. Простой эксперимент (детям очень нравится!) — капнуть воды на полированный стол и на бумажное полотенце. Ну, как?
К тому, же бумага разная по толщине: недостаточное количество краски на плотной бумаге, и будет невразумительное бледное нечто. Много краски на тонкой — ну, вы поняли…
И все эти мозговыносительные подробности указаны в этих требованиях. Так что лучше вашему дизайнеру все это знать. Даже если работа уже на финише. Даже если макет утвержден и закончен — он все еще может быть откорректирован. Пока не напечатано — все можно исправить.

Не убедила? Вы — смелый человек! Или, если сказать иначе, готовы к экспериментам и ко всему новому. Потому что ваш готовый заказ может вас сильно удивить.

И тут вы снова себя спросите:

«А почему я вообще весь этот китайский должна знать? В конце концов, я деньги плачу не для того, чтобы мне тут все вот это вот…»
И правильно спросите. Не должны.
Мое глубокое убеждение, что понимать содержание технических требований — не задача заказчика. Каждый должен заниматься своим делом.
Ведь при покупке компьютера от покупателя не требуется знать, что и как внутри припаяно и как создана матрица монитора? Он пользователь — все просто должно работать. Без глубоких технических подробностей.
Но это не значит, что заказчик не имеет к этому никакого отношения! Как раз имеет. Его задача — еще на стадии рисования макета определиться с тем, где он все это собирается напечатать.

Возникает резонный вопрос: а почему дизайнерне может выставить все технические параметры правильно и сразу? Опытный, чай, не первый день работает. Все просто — дизайнер готовит по общим для большинства типографий требованиям — есть такие, одинаковые для всех. Но в каждой типографии стоит своя печатная машина, настроенная по-своему. Даже если это одинаковые печатные станки с одного завода — параметров каждой он просто не может знать. А про игнорирование «мелочей» и нюансов, думаю, вы поняли…

Как правильно ходить в типографию. Или все чего-то технически требуют

Итак, цену, выбор бумаги и прочие детали с менеджером в типографии согласовали? Прекрасно! Возьмите у них файлик с техническими требованиями и передайте его дизайнеру. Все! Большего ему от вас не требуется. Даже если макет уже закончен – дизайнер всегда может подогнать его до того, как отдать вам или напрямую отослать в типографию.

Не хотите вообще влезать в эту кухню? Да и не надо! Дайте дизайнеру контакты типографии — пусть сами на своем птичьем языке объясняются, что и как. Или дайте контакты дизайнера менеджеру в типографии — договорятся, не маленькие.
Вот прям так в типографии и скажите (обязательно гордо и с достоинством — вы ж Заказчик, епт!): «У меня свой (!) дизайнер. Он готовит макет, с которым я хочу придти к вам. Свяжитесь с ним по техническим моментам».

И звучит солидно, и на выходе у всех будет хорошее настроение от грамотной работы, качественной печати и полученных денег.

Что скажете?

Как считаете, должен ли заказчик вдаваться в подробности таких документов?

Был ли у вас опыт общения с типографией? И как все прошло?

Источник

Интересные статьи