Живопись Китая — больше, чем изображение

Живопись Китая — больше, чем изображение

Я рассказала по мере сил об инструментах, которые используют китайские художники (тушь, кисти, бумага), о том, как они оформляют готовые картины. Возникает вопрос: ну а сами-то картины отличаются чем-то? Отвечаю: отличаются почти всем! Начну с вещей, сразу бросающихся в глаза. На китайской картине помимо изображения есть еще два обязательных элемента: каллиграфия и красная печать. Оговорюсь, что это относится к работам в стиле се-и (живопись идеи). Парадные, декоративные работы в стиле гунби (тщательная работа) как правило обходятся одним изображением. Вот картины сеи и гунби с одним сюжетом.

Живопись Китая — больше, чем изображение

Живопись Китая — больше, чем изображение

Живопись Китая — больше, чем изображение

На самом деле, есть еще один элемент, не очевидный нам, не знакомым с китайским языком. Каллиграфия — это ведь не просто набор закорючек, это некий текст. Часто это крылатое выражение или цитата из даосского или буддистского трактата, а еще чаще это стихотворные строчки. Самый минимум — название картины и дата ее создания (например, год земляной собаки, весна), многие еще пишут свое имя.

Второй элемент — каллиграфия, то есть то, как этот текст записан. Существует пять каллиграфических стилей, которые выглядят совершенно по-разному. Каллиграфия — отдельное искусство, лежащее в основе китайской культуры. Это огромная и интереснейшая тема, планирую о ней написать отдельно. Художник выбирает, каким стилем подписать свою работу, это очень существенно влияет на восприятие произведения. Если картину оценивает китаец, он смотрит прежде всего на каллиграфию. Если работы отбирают на выставку, отберут скорее ту, где хорошая каллиграфия, чем прекрасное изображение со средней каллиграфией. Вот несколько работ с изображением орхидеи, посмотрите, насколько разные подписи у этих картин.

Живопись Китая — больше, чем изображение

Живопись Китая — больше, чем изображение

А вот две картины, подписанные одним и тем же стихотворением

Живопись Китая — больше, чем изображение

Живопись Китая — больше, чем изображение

Очень разное впечатление от работ, правда?

И наконец печать. То, что было создано более двух тысяч лет назад как атрибут власти (и существует до сегодняшнего дня именно в этом качестве у нас и, мне кажется, во всех остальных странах), в Китае стало настоящим искусством. Про резку печатей и их значение можно многое рассказать. Существуют авторские печати с именем художника и благопожелательные печати с различными прекрасными высказываниями. Сами печати вырезают из камня, а оттиск ставят красной киноварной пастой.

Живопись Китая — больше, чем изображение

На картине печатей может быть несколько, а на старинных работах их очень-очень много, так как каждый новый владелец шедевра добавлял свою печать!

Живопись Китая — больше, чем изображение

То есть китайская картина — это синтез изобразительного искусства, каллиграфии и литературы. В старину многие художники все делали сами: писали стихи, рисовали картину, подписывали ее в выбранном стиле, вырезали печать. Это были чиновники-интеллектуалы, которые практиковали три совершенства: каллиграфию, стихосложение и живопись в свободное от государственных дел время; опять же тема для отдельного рассказа.

Живопись Китая — больше, чем изображение

Теперь, глядя на китайскую живопись, вы, возможно, будете обращать внимание не только на изображение, но и на другие ее составные части! А впереди рассказ про другие (самые главные!) особенности китайской живописи, китайские стихи, каллиграфию, печати, художников-чиновников и еще множество удивительных проявлений китайской культуры.

Источник

Интересные статьи