Импрессионизм

ИМПРЕССИОНИЗМ (Impressionism) (образованно от французского — Impressionnisme), одно из самых крупных направлений в живописи конца 19 начала 20-го веков. Первыми картинами созданными в этом стиле принято считать период в интервале между 1867 и 1886 годами. Ряд художников того времени объединив усилия и общность исполнения, начали создавать первые творения в странном для того времени стиле. В основу техники исполнения легло сочетание света и цвета, в стиле раздельного мазка. При этом художники наиболее точно старались передать реальность увиденного. Стоит отметить что направление в искусстве коснулась не только изобразительного искусства, а также и музыки.

Первичным рядом художников, которых принято относить к основателям стиля были прежде всего Моне Клод и Ренуар Пьер Огюст, копии картин которых вы можете купить на сайте art-holster.ru. При этом многие художники были знакомы и оказывали художественное влияние друг на друга. Художники Писсаро Камиль совместно с рядом художников Сислей Альфредом и Базиль Фредериком совместно устраивали выставки показывая новое в то время искусство.

Они также отвергли образные и идеализированные трактовки, свойственные академической живописи. К концу 1860 годов в живописи Мане нашла отражение новая эстетика, ставшая основной направляющей силой, для импрессионистов. Эта эстетика делала акцент не на традиционной тематике, а обращала внимание на работу художника с цветом, тоном и текстурой самими по себе. В живописи Мане изображение предметов стало лишь способом для художественной композиции областей с ровным цветом, а перспективная глубина была сведена к минимуму, с тем чтобы зритель мог скорее взглянуть на поверхностное моделирование и связи картины, нежели в иллюзорный трехмерный мир, созданный ими.

Примерно в это же время Моне испытывал на себе влияние художников новаторов Эжена Будена и Дж. Р. Джонгкинда, изображавших стремительность изменений моря и неба при помощи разнообразных как в цветовом, так и в текстурном отношении методов наложения красок. Импрессионисты также переняли практику Будена писать картины практически целиком вне студии, имея перед глазами натуру, вместо того чтобы завершать полотно в студии, основываясь на предварительных набросках, что в то время было обычной практикой. В конце 1860 годов Моне, Писсарро, Ренуар и прочие начали писать пейзажи и речную натуру, на которых они пытались бесстрастно передать цвета и формы объектов так, как они выглядят при естественном освещении в данное время.

Эти художники отказались от использования традиционной пейзажной цветовой палитры, состоявшей из безмолвных зеленых, коричневых и серых оттенков. Вместо того они начали использовать легкие, более солнечные и сверкающие краски. Они начинали с изображений игры света на воде и цветов, отражающихся в ряби, пытаясь передать все разнообразие и одушевленность солнечного света и тени, и отраженного света, который они наблюдали. Пытаясь передать немедленное визуальное впечатление, точно запечатленное сетчаткой, импрессионисты отказались от использования серого и черного цветов при изображении теней, как не передающих все визуальные нюансы, и перешли к использованию дополнительных цветов. Что еще более важно, они научились изображать объекты при помощи абстрактных бликов и мазков чисто гармонирующих или контрастирующих цветов, тем самым вызывая к жизни на своих полотнах различные сверкающие оттенки и разнообразие опенков, созданных солнечным светом и его отражениями.

Формы на картинах импрессионистов утратили четкие границы и стали более дематериализованными, мерцающими и вибрирующими, воссоздавая действительные природные условия. И в заключение они отказались от использования традиционных формальных композиций в пользу более естественного и менее изощренного размещения объектов на полотне. Эту новую технику импрессионисты применяли при изображении пейзажей, деревьев, домов и даже городских улиц и железнодорожных станций.

Они сделали семь последовательных выставок, последняя из которых имела место в 1886 году. В этот период каждый из них продолжал разрабатывать свой собственный индивидуальный стиль. Все они, однако, придерживались в своих работах принципов свободной техники, скорее личностного, нежели традиционного, подхода к темам картин и правдивого отображения природы.

К середине 1880 годов группа художников импрессионистов потихоньку распалась, так как художники начали следовать каждый своим собственным эстетическим интересам и принципам. Группа импрессионистов существовала недолгое время, однако за этот срок импрессионистам удалось совершить революцию в истории искусства, ставшую отправным пунктом для творчества таких художников постимпрессионистов, как Поль Сезанн, Эдгар Дега, Поль Гоген, Винсент Ван Гог и Жорж Сера. Также импрессионизм освободил всю западную живопись от тесных рамок традиционной техники и подходов к теме В музыке основным импрессионистом, как правило, считается Клод Дебюсси.

Однако даже несмотря на то что Дебюсси испытывал сильное влияние со стороны импрессионистской живописной эстетики, он не предпринимал попыток создать точный аналог их живописи в музыке Музыка Дебюсси вообще отличалась большим разнообразием, чем живописный импрессионизм (особенно в последних его сочинениях), так что строго импрессионистскими в ней может быть названо лишь большинство музыкальных произведений, сочиненных им в период примерно с 1892 по 1903 год, и некоторые более поздние произведения, схожие по стилю.

Импрессионистскими по сути в музыке Дебюсси могут считаться опера “Пеллеас и Мелизанда” (впервые поставлена в 1902), сочинение для оркестра «Облака» (из “Ноктюрна”, завершено в 1899) и сочинение для фортепиано “Паруса" (из "Двенадцать прелюдий”, книга I, 1910). К числу прочих композиторов импрессионистов относят Мориса Равеля, Фредерика Делюза, Отторино Респичи, Кароля Шимановски и Чарлза Гриффса.

Зачастую считается, что музыкальному импрессионизму свойственна утонченная хрупкость, аморфная пассивность и неопределенность настроений. Однако более точным будет замечание, что импрессионистская музыка отличается сдержанностью и лаконичностью, статичным свойством и дерзкими цветовыми эффектами, следующими из восхищения композитора чистым звуком, прекрасным и загадочным по самой своей сути.

Технически эти характеристики зачастую являются результатом статичного использования гармонии, тональной двусмысленности, ограниченного присутствия в музыке острых формальных контрастов и поступательного ритмического напора, и стирания различия между мелодией и аккомпанементом. Несмотря на то что музыкальный импрессионизм считается движением прочь от крайностей романтизма, источники многих его характерных черт берут начало в творчестве тех композиторов, которые считаются романтическими предшественниками экспрессионизма, например, Ференца Листа, Рихарда Вагнера и Александра Скрябина.

Интересные статьи