Хэндмэйд-бизнес глазами случайного прохожего. Наблюдения на оффлайн ярмарке

Хэндмэйд-бизнес глазами случайного прохожего. Наблюдения на оффлайн ярмарке

Сравнительно недавно мне довелось дважды принять участие в оффлайн хэнд мэйд ярмарке. Это был торговый центр микрорайонного значения со средней проходимостью, почти отсутствующей рекламой и бесплатно. В качестве «дани» брали одно изделие от мастера. Опыт, безусловно, интересный — я никогда ничего раньше не продавала «живым» людям. Удалось познакомиться с другими мастерами — мы от души наговорились в минуты затишья в не Бог весть каких продажах. Стало понятно, что товар, который предлагает мастер на своем столе, должен быть максимально понятным для потенциального покупателя, который просто бросил мимолетный взгляд. Например, должно быть как-то так: «о, бусики, а мне как раз к кофточке нечего надеть, надо остановиться». А вот так плохо: «хм, какая-то неведомая пестрая штука, пойду дальше». Пришло понимание, что оффлайн ярмарки скорее не для меня, хотя я принимала участие далеко не в самой лучшей и раскрученной из них. Мне жалко времени. В следующий раз я приму участие в таком мероприятии только бесплатно и с основной целью «потусоваться» с другими мастерами.

Но это далеко не все. Были еще очень интересные наблюдения. Меня заинтересовали сами покупатели и «непокупатели», их лицо, мимика и те высказывани, которые были адресованы участникам ярмарки.

Хэндмэйд-бизнес глазами случайного прохожего. Наблюдения на оффлайн ярмарке

Во власти стереотипов
Вы же видели бабушек и дедушек у метро и в переходах или в каких-нибудь местах с хорошей проходимостью, которые продают урожай с дачи, цветы, скромные поделки? Что мы о них думаем? Я жалею: пожилой человек вынужден почти в любую погоду и время суток зарабатывать на кусок хлеба или лекарство, а ведь  наверняка он неважно себя чувствует. Возможно, он одинок или его дома не сильно жалуют. Может быть, кто-то из них делает это ради удовольствия, свежего воздуха, возможности поболтать с другими бабушками и дедушками. Но в основном — жалко их.
Мы все помним рассказы старшего поколения, кадры фильмов, истории из книг, где рассказывалось, как в сложное время драгоценности и личные вещи меняли на хлеб.
Что объединяет эти два примера? Бедность, нужда, отсутствие стабильного дохода, бедственное положение и место действия — улица или любое другое людное место.
У меня создалось такое впечатление, что большинство проходящих мимо наших столов на той ярмарке тоже считали мастеров нуждающимися. Ну подумайте сами: взрослые женщины (преимущественно), занимаются какой-то «ерундой» — бусики из бусинок делают, мыло не пойми из чего варят, пряники пекут — ну определенно, образования нет, детишек дома мал мала меньше, муж — бросил/пьяница/тунеядец, на работу нормальную не берут. И вообще, такие пряники/бусики/мыло/шарфик любой прохожий на коленке из подручных материалов запросто сбацает. Те кто «не в теме», кто сам ни разу материалы для творчества не закупал и не «колдовал» над мылом и пряниками, кто собственноручно не создавал блокноты и не вырезал свечи, не шил в ночи тильды, не отличит действительно стоящую вещь от пресловутых «поделок». Он исходит от собственных представлений «из чего бы я сам это сделал»: куклу — из тряпок старых, мыло — так вон обмылков сколько осталось, выбросить жалко, а формочки и краску у внучки возьму, пряники — и того проще — по сусекам поскребу. И да, картон и цветная бумага из ближайшего канцелярского — наше все! Раз я бы так сделал, то и эти бедолаги (мастера на ярмарке) так и делают!

Опыт и реальность
Я не зря привела пример с бабушками и военными временами — мозгу это знакомо, поэтому этот образ нужды автоматически переносится на мастеров на ярмарке. Многим невдомек, что в ярмарках зачастую участвуют иногда не заработка ради, а ради потенциальных постоянных клиентов и «раскрутки». И участие в иной ярмарке стоит столько, что не любой бюджет и тыл согласится спонсировать.
А еще люди всегда, как правило, побаивались чужой нужды — чтобы не прикасаться, чтобы не передалось ненароком. Лучше пройти мимо и сделать вид, что не заметил. Чур меня, чур.
Из-за этих стереотипов многие считают, что мастер будет делать скидки, хвататься за любую работу, терпеть хамство. И удивление, когда не дает, не хватается и не терпит. Разрыв шаблонов происходит у обывателя.
Знаете, я когда заглядывала на весьма популярную в нашем городе хэнд мэйд ярмарку, уже сама будучи мастером, я сама невольно думала, глядя на мастеров: а вот интересно, муж есть? А дети? А какое образование? А обычная работа есть? Стереотипы живут в каждом, хотим мы того или нет.

Хэндмэйд-бизнес глазами случайного прохожего. Наблюдения на оффлайн ярмарке

Быть мастером
Вообще, чтобы быть мастером, как мне кажется, нужно иметь надежный тыл в виде мужа, счета в банке, решенных жизненно важных вопросов. Лучше все сразу, ну или хотя бы что-то по частям. Или сочетать официальную стабильно оплачиваемую работу с творчеством. Или быть уже очень раскрученным мастером.  Ибо творчество — это не быстро и недешево.
Я на той ярмарке удивлялась своим мыслям и наблюдениям. Ведь я-то знаю, что у многих мастеров и дом полная чаша, и мужья умницы, и детки присмотрены. У многих знакомых мастеров — хорошее образование (а то и не одно), я специально уточнила из интереса. Ну, думаю, мерещится, наговариваю на покупателей и посетителей. И тут одна из посетительниц, словно подслушав мои мысли, жалостливо так: «ой, девочки, а вы, наверное, из Пскова?». Ага, «странницы мы, собачку говорящую пришли посмотреть». И подзаработать, чтобы дальше ехать с «гастролями». Вот тут-то я и поняла, что мои грустные мысли недалеки от истины.

Хэндмэйд-бизнес глазами случайного прохожего. Наблюдения на оффлайн ярмарке

Недоверие к товарам хэнд мэйд
Ручному труду не доверяют. Ну разве можно дома сделать качественно? Не понятно где и какие ингредиенты берутся, как хранятся, есть ли у мастера санитарная книжка, например. Это если мы говорим о съедобных изделиях. Или о косметике. На той ярмарке одна покупательница всерьез спросила у моей сестры, не из использованного ли мыла она свое мыло делает. И объяснения слушала с явным скепсисом. И со словами «ну ладно» купила несколько кусочков мыла — подарки к новому году. После той ярмарки сестра судя по всему всерьез расстроилась — стала меньше говорить о любимом хобби. Для себя, знаю, делает, в подарок, а вот на продажу — по-моему почти нет. Жалею, что позвала ее тогда с собой.
Мастерам на ярмарке часто не верят. Вот магазины (внимание!) это надежно. Китайское? Нет, не слышали. Одна мастер с красивой, расписанной вручную посудой расстраивалась — подходят, спрашивают сколько стоит, и, не стесняясь, говорят — дорого, пойду лучше в магазине китайское куплю, оно тоже красивое, не хуже вашего и стоит практически копейки.
Но уж если кому-то из посетителей на ярмарке показалось, что мастер предлагает не свое, а китайское — все! Ату его, ату! И тут уж не отобьешься. Где логика, товарищи???
Летом часто вижу дам в украшениях, даже знаю магазины, в которых они их покупают — такая бойкая торговля в сезон! Дешево и ярко. А рядом в другом магазине лариаты лежат, сутажные украшения — красивее, но дороже конечно же. Возмущаются — как так? Руками ведь сделано, почему так дорого? Потому и дорого, что руками, а не на потоке на задворках одной очень большой страны.

Хэндмэйд-бизнес глазами случайного прохожего. Наблюдения на оффлайн ярмарке

Виртуальные прохожие
Иногда про наши магазины ходят слухи. Причем про все магазины разом. Мол, отзывы себе накручиваем. Перепродаем чужое и сомнительного качества. Или продаем поделки, которые любой сделает. Ну я выше писала про последнее.
Честно себе пыталась представить мастера, который вместо того чтобы заниматься любимым делом, договаривается с кем-то о добавлении отзывов в магазине на ЯМ. Не получилось. В соцсетях так делают некоторые, это уже не секрет, мне часто приходят такие предложения от умельцев. Может я наивная, конечно, но я не по количеству отзывов товары на ЯМ выбираю, а по внешнему виду, стоимости и условиям доставки. Думаю, мастера отзывы друг у друга смотрят — есть такое. Интересно же, что покупатели пишут другим мастерам. Делай интересные вещи, делай качественные фотографии, предлагай комфортные условия, уделяй магазину время — и покупатели будут. Лень? Ну тогда не плачь и не жалуйся.
Перепродажа чужого и сомнительного качества? А как же репутация? Сомневаюсь что кто-либо из серьезных и ответственных мастеров будет рисковать этой хрупкой вещью. А кто рискует, у того и «творческий путь» короче, только жаль тех, кто попался на нечистых на руку «продавцов».

А что же мастера?
Интереса ради на той же ярмарке спросила у мастеров, есть ли у них магазины на Ярмарке или хотя бы на похожих ресурсах? Начинающие мастера фыркали: лучше уж за свой сайт платить и его раскручивать, чем «чужому дяде» за уже раскрученный не понятно за что деньги отдавать. Из присутствующих на той самой ярмарке мастеров у меня одной был магазин на ЯМ. У остальных — группа в соцсети и мечта о собственном сайте и оффлайн магазине. У двух-трех мастеров группа достаточно раскрученная, но преимущественно работа на район, реже — на город проживания. Кстати, некоторые из мечтающих про свой сайт «сдулись» за год достаточно быстро — и даже группы в соцсети забросили. Я из интереса наблюдаю за некоторыми группами и «своими» сайтами». Сайты даже не на пятой странице в поиске.
Я спрашивала у мастеров на той ярмарке — почему на ЯМ не заводишь магазин? Это удобно и популярно. Они искренне не понимали — зачем. Это ведь деньги. Можно подумать свой сайт и оффлайн магазин хэнд мэйд товаров — это не деньги! Некоторые признавались, что заходили, даже регистрировались, но — ничего не поняли — ни как продавать, ни как покупать. Размещали 3 работы — и ждали продаж и популярности «по щучьему велению». Или даже 25 работ размещали. И за два месяца только три продажи. Ужас! Деньги на ветер! А вот заплатить вшестером 15000 рублей за один стол на популярной оффлайн ярмарке и вшестером же стоять и отбить разве что проезд в один конец до этой ярмарки — это не деньги на ветер. И потом сокрушаться, что даже визитки раздать не удалось и потенциальных постоянных покупателей — ноль — это тоже нормально. Про то, что некоторые товары пользуются чуть большим спросом, чем другие и говорить бесполезно — не слышали. И что повальное увлечение изготовлением тех же пряников привело к увеличению конкуренции — пустой звук.

Не понимаю нескольких вещей:

  • Очевидно же, что часто проще заплатить тому самому «дяде» за уже популярное место, чем потратить еще больше денег и времени на свое собственное о котором никто не в курсе? Тем более что новые сайты сейчас появляются — как грибы после дождя и большинство — одинаковые.
  • Очевидно же, что для того чтобы ты этим популярным местом пользовался, «кто-то» должен делать другую работу — продвигать, давать рекламу, думать над форматами, поддерживать и прочее? Как и работа других помогающих нам в реальной жизни специалистов это должно оплачиваться.
  • Очевидно же, что даже свой виртуальный магазин на популярном ресурсе — это все равно работа, работа регулярная и иногда рутинная, и если нет образования в области маркетинга, то хотя бы азы продвижения в научно-популярной литературе или в Сети стоит почитать, а не обижаться, что «дядя» якобы плохо работает, а покупатели вообще тебя не оценили? Конечно мастер не виноват, это все происки «врагов»!
    Или не очевидно?

Хэндмэйд-бизнес глазами случайного прохожего. Наблюдения на оффлайн ярмарке

Хэнд мэйд – это для кого?
Хэнд мэйд ценят продвинутые покупатели. И они же доверяют ему. Они понимают.
Бытует мнение, что игрушка из магазина безопаснее игрушки от частного мастера. Когда мне муж предлагает подарить очередной родственнице — свежеиспеченной мамочке с малышом «что-нибудь из своего» я всегда отказываюсь. Нет, мне не стыдно за то что я делаю. Во-первых, некоторые считают, что игрушка должна быть из магазина, дорогая и лучше всего — не отечественного производства и желательно от известного импортного бренда. Во-вторых, «самодельная» игрушка некоторых наводит на мысли о том, что у дарителя мало денег, раз он не может себе позволить подарить покупную игрушку, а делает сам. Это не мои домыслы, я с этим сталкивалась. В-третьих, игрушка должна быть понятна взрослому. Однажды сестра подарила на работе коллеге пинетки и слингобусы по случаю рождения сына. Коллега вроде как обрадовалась, но потом не выдержала, уточнила: пинетки — это понятно, но вот бусы… Слишком странный дизайн, спасибо, конечно, но на работу носить не станешь и в театре странно посмотрят. Сестра долго объясняла, что бусы — это тоже для малыша, чтобы теребил именно их, а не мамину грудь. Когда в другой раз сестра задумала подарить другой знакомой молодой маме, комфортер, я пыталась отнекиваться — комфортер для несведущего человека – недоделанная игрушка, не более того. Люди в большинстве своем предпочитают понятные вещи.
Для меня важно, чтобы сделанная мною вещь приносила человеку удовольствие, использовалась. Поэтому я не дарю «насильно» свои изделия родным, знакомым и коллегам. Хотя нет. Пару лет назад пробовала — двум коллегам подарила по игольнице на новый год — ну у женщины же в любом случае есть дома иголки. Именно им подарила, потому что мы были в очень хороших отношениях, и хотелось подарить что-нибудь именно «от себя», от души, а не в магазине купленное. По выражению их лиц я поняла, что китайская свечка из магазина или елочная игрушка оттуда же вызвали бы больше интереса. До сих пор вспоминаю те две игольницы — уж лучше бы в шкафу лежали.
Если покупатель выбрал мой товар из ряда похожих — значит скорее всего оценил, понравилось. Наверняка изделие попадет в хорошие руки. Потому что в любую работу вкладываешь душу и не хочешь, чтобы даже эта малая часть была несчастлива у нового владельца. Поэтому придерживаюсь некоторых правил: не дарить, если сам не попросит (это про родных и друзей), не дарить, если просит «для вида» просто чтобы сделать тебе приятное, сделал вид что оценил или стесняется приобрести понравившееся похожее у другого мастера, не навязывать, отговаривать, если пытаются «продвигать» мои изделия (например: давай я у тебя куплю, знакомой подарю, ей понравится и она станет твоим постоянным клиентом). Не продавать, если просят «завернуть вон ту ерундовину».

Хэндмэйд-бизнес глазами случайного прохожего. Наблюдения на оффлайн ярмарке

Рукодельный «экстрим»
Рукоделие для меня часто — это азарт: а попробую, вдруг получится? Ух ты, здорово как! Азарт — это эмоции. С развитием мастерства каждый раз — это новая планка, новые результаты. Одного горного пика достигли — ну или хотя бы вершины холма, забираемся на другой.
Мастер — это тот же экстремал, он делает порой странные на чей-то взгляд вещи, которые «ну надо же, кто-то покупает». Только адреналин у него другой, поэтому и изделие должно быть сделано хорошо и с удовольствием, и продажа должна пройти так, чтобы тоже можно было получить удовольствие — от встречи с новым человеком, от возможности поделиться своим творчеством, поделиться своими эмоциями, облаченными в конкретную форму.

Хэндмэйд-бизнес глазами случайного прохожего. Наблюдения на оффлайн ярмарке

Вместо заключения
Очень хочется, чтобы наши покупатели понимали, что мастер — это не человек в бедственном положении, а творец своей маленькой вселенной, которой он от чистого сердца хочет поделиться с другими. Что любое изделие мастера — это не просто товар на продажу, а часть самого мастера. Что мастерство — это не на коленке и по-быстрому, а упорство, воображение, часто — многие годы работы и поиск себя. Что вежливость — это не заискивание ради того чтобы продать, а норма общения цивилизованных людей.

Вот такие «картинки с выставки».
Делитесь своими наблюдениями!

Источник

Интересные статьи