Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Иногда отказ художника от традиционных техник и сюжетов ведёт к новым идеям не только в его творчестве, но и даёт идеи и вдохновение многим другим, и даже может послужить возникновению нового направления, стиля в изобразительном искусстве.
Импрессионизм одно из самых любимых мною направлений в искусстве.
В своей публикации хочу поделится с Вами интересными фактами о истории возникновения импрессионизма, а также предложить к сравнению две картины французских художников с одинаковым названием «Le déjeuner sur l’herbe» (Завтрак на траве).
Ряд французских художников второй половины XIX века — это не только зачинатели целого направления в истории искусства, но и  основоположники изображения пикника (трапезы на природе) в живописи. Картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863) и Клода Мане «Завтрак на траве» (1866) способствовали возникновению и дальнейшему развитию стиля импрессионизм в истории мирового искусства.
История импрессионизма началась в1863 году. 3000 полотен французских живописцев, среди которых была картина  Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863), жюри не допустило к ежегодной выставке Парижского салона, одной из самых значительных художественных выставок Франции. Все эти картины были выставлены на так называемом «Салоне Отверженных», созданном по инициативе императора Наполеона III.
Чтобы избежать разногласий по поводу места развески, работы «отверженных» располагались строго в алфавитном порядке , в одном ряду с батальными сценами и обнажёнными девами висели работы ещё малоизвестных художников: Мане, Писсарро, Йонкинда и не числившиеся в каталоге работы Сезанна, Гийомена и Фантен-Латура.Так как срок для подготовки был очень коротким и не было основного организатора, каталог «Салона Отверженных» указывал не всех художников. Выставка вызвала огромный интерес у публики и бурное обсуждение в прессе.
Сам термин «импрессионизм» появился позже , уже в 1870-х годах, благодаря критику журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов». За основу критик взял название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant).

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872 год.
Сначала этот термин носил несколько пренебрежительный характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой «небрежной» манере, но затем стал известен во всём мире, как название целого направления в искусстве.
ДВА ЗНАМЕНИТЫХ «ЗАВТРАКА НА ТРАВЕ».
Эдуард Мане задумал «Завтрак на траве» ( размер 208 на 264,5 см.) во время воскресной поездки в Аржантей (Argenteuil), на берег Сены. За основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Марк Антонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля.

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Маркантонио Раймонди «Суд Париса» 1514 год.
Сюжет картины (двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе) вызвал скандал и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей.

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Эдуард Мане «Завтрак на траве» 1863 год.

Моделью женщины была Викторина Мёран, один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф. Мужчины одеты как денди, они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают обнажённой женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами, хлеб. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке, её фигура выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Картине как бы не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии, это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.В данное время картина находится Музее Орсе (Париж, Франция).

Картина написана в непривычном для того времени стиле, разрывающем академические традиции. Резкий свет, фотографические силуэты, почти без полутонов, нагота отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Жана Энгра, смелые мазки кисти, ощущение незаконченности в некоторых местах полотна — всё это очень непривычно для живописи второй половины XIX века.

Картина «Завтрак на траве» Клода Моне должна была стать вызовом не только академизму , но и соратникам по кисти, например, Эдуарду Мане. Была выбрана та же тема и название, но другой стиль живописи, которым Моне хотел удивить зрителя. Он задумал написать работу в три раза больше известной картины (размер 400 на 600 см.) Работа над картиной началась весной 1865 года, Моне написал множество пейзажных этюдов окраины леса Фонтенбло, этой своеобразной студии импрессионистов.

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника».

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Главной моделью для написания мужских фигур стал Жан Фредерик Базиль, французский художник, один из основателей импрессионизма, большинство женских фигур были написаны с возлюбленной Моне — Камиллы (впоследствии ставшей его женой). Одновременно с большой картиной Клод Моне создал уменьшенную версию (размер 130 на 181 см).

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Клод Моне «Завтрак на траве» 1866 год.

На картине изображены 12 фигур полностью одетых людей, которые наслаждаются солнечным днём на лесной опушке, на фоне природного пейзажа. Лица большинства мужчин отвёрнуты от зрителя, а две дамы изображены со спины, что даёт возможность рассмотреть складки их платьев. В отличие от картин классического стиля, Моне изобразил людей полностью занятых своей беседой и никак не вступающими в контакт со зрителями. Художник сделал главными героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. Он не останавливается на мелких бытовых деталях, а использует свободные мазки при написании игры солнечного света на листве, платьях дам, постеленной на траве скатерти.

Изображение природы, естественный свет, видимый на волосах и плечах людей, размытие цвета на тщательно прорисованных листьях деревьев — это и есть импрессионистическая техника, получившая развитие в творчестве Моне и ставшей его главным художественным стилем. Любая картина Клода Мане — это единая цветовая композиция из бликов и пятен, как бы пронизанная дрожащим воздухом.

В настоящее время картину оценивают как шедевр Моне, подтолкнувший настоящую революцию в истории искусства. К сожалению, судьба большой картины оказалась плачевной. Некоторые части её в данное время утеряны. Но судить о всём замысле и композиции картины мы можем по уменьшенной версии, которая находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва, Россия)

Эдуард Мане, задав моду на живописание пикников, не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Клодом Моне, «этим выскочкой из Гавра». Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем.

Новое течение в живописи отличалось от академической живописи в техническом и идейном плане. Импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Краски не смешиваются на палитре, а нужный цвет получается путём правильного наложения их на холст.
Также работы импрессионистов отличаются от академизма, предпочтением работы на пленэре. Многие работы импрессионистов напоминают фотографический стоп-кадр, где никто не позирует специально, а жизнь идёт своим чередом. На картинах появились изображения маленьких семейных праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом, женщин лёгкого поведения, моряков, артистов цирка и так далее (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Брались сюжеты пребывания в кафе, флирта, танцев, прогулок на лодках, на пляжах и в садах, появилось видение будничности и современности. Были забыты библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, которые приветствовались официальным академизмом.

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер» 1882 год.

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Жан Фредерик Базиль «В кругу семьи» 1867 год.

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Пьер Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт» 1876 год.

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Клод Моне «Бульвар Капуцинок» 1873 год.

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» 1897 год.

Все материалы взяты в свободном доступе в интернете.

Спасибо за внимание, с уважением, Лана.

Источник

Интересные статьи