Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

«Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. О, высшая щедрость Бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!»

Джованни Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека»

Во второй половине XIV в. в Италии, в городе Сиена была найдена мраморная статуя при раскопках в земле. На пьедестале было высечено слово «Лисипп» — имя скульптора, изваявшего эту статую 18 ве­ков до этого. Статуя была потрясающей красоты. Её установили на площади города, горожане торжествовали и любовались ее красотой.

Через некоторое время Сиена потерпела поражение в войне с Флоренцией. Власти Сиены решили, что статуя, этот языческий идол и навлекла на город несчастье. Прекрасная статуя была безжалостно разбита на мелкие куски; суеверные горожане в тайне отнесли обломки на границу Флоренции и там их зарыли в землю, чтобы они приносили несчастье уже не их любимому городу, а Фло­ренции.

Эта маленькая история отражает оже­сточенную борьбу между старыми и новыми взглядами на мир, на человека, на искусство, которая кипела тогда во всей Италии и в других европейских странах.

После мрачного и сурового средневековья в пятнадцатом веке (ХV в.) в мир приходят изменения, рождаются новые смыслы и модели человеческого бытия. Во Флоренции одновременно собираются и творят великие гении, которые принесли с собой закон возрождения. Они опережают время, эпоху и создают великие творения, которые станут гениальными на многие столетия. Флоренция становится колыбелью Возрождения (Ренессанса).

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

По легенде за тысячу лет до н.э. на склоне одного из холмов, окружающих Флоренцию в Фьезоле основались древние этруски. Позже во времена Юлия Цезаря здесь расположился римский военный городок. Богиню цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флору римляне избрали своей покровительницей, а город назвали Флорентия, что означает — цветущая, столь красиво было вокруг.

В самой глубокой тьме рождается свет. Словно в подтверждении этой древней истине в 1434-м году у Флоренции появляется новый правитель Козимо Медичи. В его характере легко сочетаются жесткость, хитроумие главы крупнейшего в Европе Банка, практичность политика, щедрость и благородство. После трехсотлетней гражданской войны Козимо восстанавливает мир и спокойствие в городе, благоволит художникам и поощряет искусство. Флорентийцы величают его Отцом Отечества. Именно Козимо Медичи делает решительный шаг к тем временам, которые впоследствии назовут Возрождением. В 1439-ом году по приглашению Козимо во Флоренции собирается церковный собор, на котором обсуждается возможность объединения православия с католичеством. Среди многочисленных делегаций с востока и запада были и гости из далекой Московии. Участники собора встречались под сводами готического собора Санта Мария Новелла. Попытка объединения церквей не удалась. Но на соборе присутствовали выдающиеся личности того времени: философы, художники, политики. Их открытые дискуссии и обмен идеями всколыхнули всю Европу. Козимо Медичи отправляет на восток путешественников и монахов на поиски древних текстов. Античное наследие из разных стран стекается в личную библиотеку Козимо. Старинные рукописи попадают во Флоренцию. Все то, что считалось давно утерянным и забытым: Герметика, работы Плотина, работы Платона и Пифагора, поэзия Гомера и Вергилия и т.д. Все это ожидало перевода, изучения и возвращения к жизни.

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

Базилика Санта-Мария-Новелла (конец ХIХ века).

В 1462 году организовывается Платоновская академия в Кореджи и становится духовным центром Возрождения. Там собираются истинные неоплатоники, обладатели возвышенной души, любви к мудрости, божественным вдохновениям к исполнению справедливых и благородных дел. Сердцем академии были неразлучные друзья Марсилио Фичино, Джованни Пико Делла Мирандола, Кристофоро Ландино, Анджело Полициано, Микеланджело Буонарроти, Сандро Боттичелли, Лоренцо Великолепный. К тому что вечно в человеке обращались они: о поисках смысла существования, о человеке как о части вселенной, о великом путешествии души человеческой в вечности, это были классические ценности и идеалы, на которые опирались великие цивилизации прошлого, которые они стремились вернуть к жизни, возродить и сделать актуальными в условиях новой эпохи. Мудрость древних стала для них примером и образом жизни.

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

Вилла в Кореджи (Платоновская академия в Кореджи)

Лоренцо Медичи (Лоренцо Великолепный) внук и достойный продолжатель Козимо Медичи. Он правил во Флоренции благородно и честно без всякого титула и сана. В характере его не было и следа высокомерия. В политике Лоренцо почитал здравый смысл, а в повседневной жизни учтивость и скромность. Философии и искусству он уделял куда больше внимания чем своим торговым флотилиям и управлению банковской империей, охватившей всю Европу. Главным покровителем и участником дел Флорентийской Платоновской академии был Лоренцо. В историю он вошел так же как создатель первой в истории публичной библиотеки, ее собрание насчитывало более десяти тысяч томов. Подобной библиотеки не было со времен Александрии.

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

Скульптурный портрет Козимо Медичи на вилле в Кореджи

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

Лоренцо Медичи Великолепный

Марсилио Фичино был душой Флорентийской академии. Он был поэтом, превосходно играл на лире, владел искусством врачевания. Говорили, что в скромном философе воплотилась великая душа Орфея. Фичино перевел на латынь Платона, жемчужины мудрости востока и запада. Его труды читали по всей Европе.

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

Андреа Феруччи, бюст Марсилио Фичино, Санта Мария дель Фьоре, Флоренция, Италия

Вместе с мудростью Древней Греции итальянский гуманизм впитал в себя философию самых разных традиций. Их знатоком был Джованни Пико Делла Мирандола, в 27 лет он писал и говорил на 22-х языках. Друзья по академии называли его Синьором Согласия. Избежав суда инквизиции лишь с помощью Лоренцо, он говорил о бессмертии человеческой души, о том, что философия, любовь к мудрости, это удел не горстки избранных, но всех людей.

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

Джованни Пико Делла Мирандола

Универсальный человек был идеалом эпохи Возрождения. Этот человек стремится к совершенству. Хотел все знать, на все осмелится и преодолеть все преграды.

Идеи гуманизма озарили светом все сферы жизни человека возрождения. Политику, философию, науку, но более всего искусство. Словно Мадонна Флоренция подняла многоликого гения Кватроченто. То были великие времена. Доминико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Филиппо Липпи, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти. Великие мастера передавали весь опыт и знания молодым ученикам, которые вскоре во всем превосходили своих учителей. Это здесь в одной из Флорентийских мастерских Андреа Дель Верроккьо поручил своему юному подмастерье Леонардо из селения Винчи дописать ангела на его картине «Крещение Христа». Лишь только взглянув на этого ангела Верроккьо сломал свои кисти и сразу понял, ему уже никогда не сравнится в таланте со своим учеником.

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи, Крещение Христа, 1472—1475 гг., дерево, масло, 177×151 см, Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Часть картины (некоторые элементы пейзажа и светловолосый ангел слева) написаны Леонардо.

Храмы, дворцы и дома, улицы и сады Флоренции: в их облике застыла история Возрождения.

В Садах монастыря Сан Марко размещалась богатейшая коллекция античных статуй Лоренцо Великолепного. По его просьбе скульптор Бертольдо Ди Джованни учил здесь ваянию молодых художников. Среди них был и пятнадцатилетний Микеланджело. Лоренцо сразу разглядел в юноше талант равного, которому не встречал. Он приглашает Микеланджело жить к себе во дворец.

Дворец Медичи один из первых и самых знаменитых архитектурных шедевров Возрождения. Сегодня мы не найдем здесь комнат в которых жили Микеланджело, Бертольдо, Лоренцо. Интерьеры комнат были перестроены в последующие века. Во дворце часто собирались ученые платоники и Микеланджело как-то признался своему учителю: — «Слушая их, я чувствую себя таким глупым», на что Бертольдо лишь улыбнулся, — «Это самые блестящие умы во всей Европе, они заставят тебя думать, подскажут великие темы для работы, но они не умеют ваять из мрамора. А ведь это столь же выразительный язык, как и любой другой». Мадонна с лестницей стала первой серьезной работой Микеланджело. Платоники были восхищены, а Марсилио Фичино скажет: — «Ты ощутил Акрополь во Флоренции!». Из уст ученого посвятившего свою жизнь возрождению античной традиции нельзя было услышать большей похвалы.

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

Микеланджело, Мадонна у лестницы, ок.1490—1941 гг., мрамор, Каза Буонарроти, Флоренция, Италия

Для художников Возрождения возвращение к традициям и древним универсальным символам не было простым повторением идей прошлого, то было их воскрешение в новых образах более понятных для современников.

Великая небесная Любовь, о которой писал Платон, становится смыслом и стержнем жизни человека возрождения, его дел и высочайших стремлений.

Сандро Боттичелли возвращает своим современникам античные мифы. Его «Весна» аллегория древнего мифа о выходе души на свет после мрака Аида. Венера — любовь не земная, но небесная царит в саду жизни. Древний Бог любви Эрот метит своей стрелой в одну из прекрасных Граций. Воспламененная великой силой любви она поворачивается спиной к мирской суете и направляет свой взгляд на бога Гермеса (Меркурия) — учителя мудрости, того, кто знает сокровенные тайны, кто магическим кадуцеем разгоняет тучи неведения.

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

Сандро Боттичелли, «Весна», 1482 г, доска, темпера, 203 х 314 см, галерея Уффици, Флоренция, Италия

Старые как мир, но актуальные во все времена идеи и мечты возродившись во дворцах и виллах Флоренции очень скоро становятся достоянием многих. Слава флорентийских мастеров выходит далеко за пределы столицы Возрождения. Римский папа, короли разных государств почитают за честь пригласить для воплощения своих замыслов живописцев, ваятелей и зодчих из Флоренции. Великий архитектор Возрождения Леон Батиста Альберти скажет: «Это искусство мы не из-под земли выкопали, а достали с небес».

За несколько десятилетий столица Возрождения накопила свои несметные сокровища, стала большой художественной мастерской. Флорентийцы строят дворцы и храмы, монастыри и больницы, не скупятся на любовь и помощь тем, кто в них нуждается. Их гордость первый в Европе дом для детей сирот на площади Сантиссима Аннунциата проектирует самый известный архитектор Флоренции Филиппо Брунеллески. Сама площадь, окаймленная греческими портиками, станет новым образцом для множества двориков и лоджий, построенных во Флоренции. Позже Брунеллески возводит знаменитый купол Собора Санта-Мария-дель-Фьоре символ эпохи Возрождения и самой Флоренции. Величавый купол властно воцарился над старыми феодальными башнями, над морем домов и крыш Флоренции.

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

Церковь Сантиссима-Аннунциата во Флоренции

			Флоренция — колыбель эпохи Возрождения! – Ярмарка Мастеров<br />

Вид на Собор Санта-Мария-дель-Фьоре с холма Микеланджело

Пятнадцатый век (ХV в.) самый светлый и таинственный период эпохи итальянского Возрождения остался в истории под названием Кватроченто. Флоренция Кватроченто умела жить в будущем как в настоящем. Для неё Золотой век уже наступил.

Каждая эпоха дает свой цветок искусства. С уходом из жизни в 1492 году Лоренцо Великолепного закончилось Кватроченто. Флорентийцы очень сожалели о смерти Лоренцо. Возрождение продолжалось еще до начала ХVII века и подарило человечеству Альбрехта Дюрера, Уильяма Шекспира, Николая Коперника, Галилео Галилея, Парацельса, Томаса Мора, Эразма Роттердамского, Джордано Бруно.

О великих гениях Возрождения можно сказать, что это люди, воплощающие саму судьбу. Мировая история развивается именно благодаря таким людям и именно они воплощают мечты, которые казались неосуществимыми. Это звезды, принявшие облик людей!..

Мало кого эпоха Возрождения может оставить равнодушным... И вот, вы уже влюблены во Флоренцию! 🙂

Всем желаю солнечно лета и благодарю за внимание!

С уважением,

Ваша Валерия

Источник