Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Забросив невод в бездонные глубины интернета, я извлекла драгоценную жемчужину — фарфоровые куклы Александры Кукиновой. Эта женщина — Мастер с большой буквы, а её произведения, простите за патетику, шедевры! Её куклы изумительны, грациозны, загадочны и неповторимы. Каждая из них наделена своим темпераментом, характером и стилем. Их можно рассматривать бесконечно, смакуя выражение лиц, пластику, одежду и аксессуары, выполненные и раскрашенные вручную и с потрясающим вкусом.

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Жила-была в Москве девочка, звали её Саша и она очень хотела наряжать своих кукол в красивые платья. Советские магазины не предоставляли большого выбора платьев не только куклам, но и девочкам, девушкам и женщинам, поэтому выход был один — шить и вязать. Саше повезло. Во-первых, в её доме располагалась театральная мастерская, в которой можно было разжиться лоскутами невиданной красоты. Во-вторых, её мама умела рукодельничать. Так что через некоторое время довольные куклы щеголяли в шикарных нарядах, придуманных и изготовленных самолично маленькой портнихой, а не менее довольная Саша подрастала и мечтала о карьере театрального художника.

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Сказано, сделано — Александра поступила в Школу-студию МХАТ на факультет сценографии и театрального костюма и, будучи ещё студенткой, начала подрабатывать в театре и оформлять спектакли. Однако на дворе был конец 1988 года, в воздухе искрило от избыточного нервного напряжения и предчувствия больших перемен. «Самое важнейшее искусство» обозначило свою позицию манифестом «Маленькой Веры». Театры не отставали, заполняя репертуар социальными пьесами, не требующими от театральных художников изысков по части костюмов. Нет, не о такой работе мечтала Саша! Ей хотелось создавать пышные и воздушные платья волшебниц, замысловатые и изысканные наряды оперных див и шикарные костюмы для исторических спектаклей, поражающие достоверностью деталей. И вот, жёлтая Земляная Змея сменила Жёлтого Дракона и 1989 год взорвался словами Цоя «Перемен, мы ждём перемен». Время перемен пришло!

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

На дворе 1989 год, Александра Кукинова работает в театре, получая 200 руб. за один спектакль, работа над которым длится по несколько месяцев. Денег на жизнь не просто не хватает, их не хватает катастрофически. В те годы каждый перебивался кто, чем мог, вспоминая нажитые за жизнь навыки (моя мама, например, вязала шапки-петушки на заказ, а её подруга шила постельное бельё). Саша же решает совместить приятное с полезным — организовать надомный кооператив по пошивке тряпичных кукол, пригласив в помощь своих знакомых по театру. Саша рисует эскизы, женщины — шьют. Но первый опыт по разным причинам оказался неудачным, проект «не пошёл». Вот здесь бы и могла закончиться эта история, однако Александра не отчаялась. Да и терять ей, собственно, было нечего.

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Любовь к русскому костюму Саша обрела ещё будучи студенткой, когда наткнулась на книгу о традициях русского костюма с великолепными иллюстрациями. Её буквально потрясли изумительные узоры и сложнейшие орнаменты, богатство деталей и изящество аксессуаров, тончайшая и искуснейшая вышивка, неподражаемые кружева... Поэтому не мудрено, что первая кукла Александры Кукиновой была одета в русский национальный костюм, выполненный с точнейшим соблюдением всех этнографических тонкостей.

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Эта идея оказалась не просто удачной, а мега перспективной! Начавшаяся перестройка распалила интерес заграницы ко всему русскому. Железный занавес рухнул и в Москву хлынули желающие воочию увидеть медведей, гуляющих по Красной площади, и увезти на родину сувенир из загадочной Раши. Магазины, торгующие матрёшками, расплодились, как грибы после дождя, и сашина родственница отважилась отнести первую куколку в один из них (у самой-то Александры духа не хватило). И о, чудо, через несколько дней мастерица стала счастливой обладательницей $30, что по тем временам было весьма и весьма приличной суммой.

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Воодушевившись, Александра пригласила в долю свою знакомую, в совершенстве владеющую швейной машинкой и, решив не искушать судьбу, они попросту клонировали «счастливый» образчик куклы а-ля рюсс. Дело пошло и Саша оставила театр, став преуспевающим мастером-кукольником.

В 1990-м Александра Кукинова уже имела свою мастерскую, нескольких работниц и даже директора, занимающегося административной работой. Кооператив выпускал до 150 великолепных куколок в месяц, зарабатывая приличные деньги, и Александра стала широко известна в узких кругах 🙂 и на горизонте появились американские предприниматели с контрактом в 1000 авторских кукол. Александра не отказалась и... прогорела, понеся убытки в $8000 из-за скачков курса. Бизнес чуть было не рухнул, спасибо отцу Александры, имевшему к тому времени успешный бизнес. Он не только покрыл убытки, но и профинансировал новую идею дочери, которую многие посчитали очень рискованной — фарфоровые куклы вместо тряпичных.

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Александра никогда не работала с фарфором и секреты мастерства пришлось постигать на личном опыте, изобретая, так сказать, велосипед. Первая фарфоровая (вернее фаянсовая) кукла, изготовленная в мастерской Александры в 1991 году, была, по её словам «ужасно нелепой и непропорциональной». Однако шаг за шагом качество росло, в штате появились профессиональные скульпторы, закройщицы, вышивальщицы, кружевница. Саша рисовала детальнейшие эскизы, её команда воплощала их в жизнь.

Куклы были настолько хороши, что американские партнёры вложили в продвижение и рекламу мастерской не много, не мало $250 000, и имя Александры Кукиновой быстро приобрело известность среди американских коллекционеров. Однако сотрудничество было недолгим, с партнёрами пришлось расстаться, причём они повели себя некорректно, предъявив компании Александры необоснованный иск. Но не тут то было, Александра к этому времени стала «тёртым» бизнесменом и не только выиграла суд, но и заново завоевала американский, а затем и европейский рынок, выпустив серию сногсшибательных кукол.

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Сегодня куклы мастерской Александры Кукиновой стоят от $10 до $10000, и эта цена оправдана, ведь у кукол все «по-настоящему» — платья, туфельки, украшения, сумочки, зонтики, да и выпускаются они ограниченным тиражом — от 3 до 250 штук. А сама Александра по праву носит звание выдающегося мастера-кукольника и является членом Московского союза художников и Творческого союза художников России.

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Фарфоровые куклы Александры Кукиновой

Источник