Что там, за кадром? Будни и трудности киносъемок

Что там, за кадром? Будни и трудности киносъемок

Трудно представить себе такой предмет, который бы не смогли сделать умельцы с Ярмарки Мастеров. Для любого изделия найдется свой специалист. У него непременно будет набор инструментов и все необходимые материалы. Ну, или хотя бы время их приобрести. И этот человек сделает вещь, которая будет долгое время, а может и всю жизнь, радовать своего нового владельца. Но есть мастера другого рода. Они никогда заранее не знают, что может потребовать от них заказчик. Зачастую при их работе счет идет на минуты. Бюджет на исполнение работы стремится к нулю, а фантазия заказчика не знает границ. И есть только одна маленькая поблажка — продукту их труда нет необходимости прожить долгую жизнь в реальности. Они творят для истории. Имя этим людям — художественный цех в кино. В него входит куча людей: художники, декораторы, постановщики, в общем, все те люди, от кого зависит то, что зритель увидит в кадре.

Многие ребята из художественного цеха жалуются на то, что могут сделать все, что угодно прямо «на коленке» (Голливуд тихонько плачет в углу), но никогда не смогут сделать ремонт в своей квартире. Потому что все, что они делают «должно прослужить не более пяти минут». Привычка делать все оперативно и на скорую руку весьма затягивает. Представьте себе, что вам нужно повесить огромное зеркало в кадре. Требование к этому следующее — «главное, чтобы не упало, пока снимает камера». И это не шутка, потому что иногда приходится снимать в таких местах, где ничего сверлить нельзя (музеи, памятники, библиотека МГУ).

Рассказ художника.

«Снимали мы как-то раз эпизод в библиотеке МГУ. По сценарию шел 1953 год, необходимо было развесить на стенах советские плакаты тех времен. Милые люди из библиотеки нам сразу сообщили, что ничего на стенах царапать нельзя, ибо памятник культуры, архитектуры,  истории и вообще. Царапать нельзя! А как их вешать? Нашли места на стенах, где были какие-то деревянные планки, абсолютно нам не подходящие. На двухсторонний скотч бережно прикрепили к ним дополнительные планки и к ним уже, на тот же двухсторонний скотч повесили плакаты. В процессе съемки эпизода два плаката упали. На что режиссер ядовито заметил, что в 1953 году за это, вообще-то еще расстреливали».

Что там, за кадром? Будни и трудности киносъемок

Частенько бывают случаи, когда режиссер входит в раж и требует доработать эпизод с его точки зрения. Тут ничего не поделаешь, кино — авторский процесс, и не всегда нюансы прописаны в сценарии. Например: в процессе съемки сериала про известного русского поэта было немало изменений в маленьких деталях. Вот один из эпизодов.

Рассказ художника.

«В сцене убийства поэта режиссер вдруг захотел, чтобы в кадре была видна текущая по полу кровь.  Для этого существуют специальные устройства и искусственные смеси, имитирующие киношную кровь. В сценарии этого не было и неудивительно, что на тот момент ничего подобного у художника-постановщика под рукой не оказалось и ему пришлось выкручиваться своими силами. Он начал творить. Путем сложного взаимодействия  художника с декораторами была добыта силиконовая трубка от капельницы, далее эта трубка его же усилиями хитрым способом была проложена под ковром, им же была смешана с водой и крахмалом определенная смесь фруктовых соков в нужной пропорции (томатный, оказывается, не подходит!). Осталось только создать давление в трубке. И вот с давлением он встал в тупик. Самый простой вариант — резиновая груша, сиречь — клизма. Представьте себе вопрос для неискушенного обывателя, да впрочем, и для искушенного киношника — у вас случайно нет  с собой  клизмы? Наш герой решил не позориться и использовал для этого пластиковую бутылку из-под сока. Немного помучился с переходником, но все-таки справился».

В итоге, разработка этого эпизода вошла в один из современных отечественных учебников по киноискусству (оказывается, есть и такие).

Что там, за кадром? Будни и трудности киносъемок

Очень часто в процесс съемок вмешивается погода. По кадру должен быть яркий солнечный день — непременно пойдет дождь. Нужен дождь — будет жара, и так далее. Разумеется, давно уже есть много способов изменить погодные условия для съемок: поливальные установки, ветродуи, искусственный снег, в общем, много разных высокотехнологичных решений. Даже специальные спреи, имитирующие морозные узоры на окнах есть. Вот только бюджета зачастую на эти штуки не хватает. Кстати, никогда не спрашивайте киношников про бюджет, это как с бойцовским клубом (если кто не в курсе — читайте Чака Паланика).

Рассказ художника.

«Снимали мы фильм про войну. Блокадный Ленинград, зима, снег, мороз. Основных площадок две — одна в Питере, вторая в Подмосковье. Пока снимали в Питере, в Подмосковье велась подготовка. По кадру все декорации должны быть в огромных сугробах. На дворе начало декабря. Декорации готовы. Казалось бы, все в порядке, но! Несмотря на декабрь в Питере идет дождь, в Подмосковье ясно, легкий  морозец, но снега тоже нет. Климат просто издевается. План съемок под угрозой срыва. В Питере идут на крайние меры, используют искусственный снег и тем самым практически приканчивают бюджет фильма. Поскольку искусственный снег чертовски дорог, и в бюджет он, естественно, не закладывался. Что, в общем-то, тоже логично, ибо страна у нас северная, снег в декабре вполне себе закономерен.

От режиссерской группы из Питера поступает приказ – делайте, что хотите, но сугробы должны быть. Уже на второй день после получения приказа на подмосковной площадке появляется игрушечный бубен, на котором написано «Снег, приходи». Все постановщики по очереди стукают по нему, бормочут заговоры, с нетерпением смотрят на небо и приносят жертвы в виде колбасы местным котам. Время идет. Снег не идет. Режиссер ждет результатов.

Разочаровавшись в природе, магии и котах, художественный цех вздохнул, засучил рукава и приступил к процессу имитации зимы. На последние крохи соответствующей статьи бюджета закупили два огромных рулона специальной ткани белого цвета. Неподалеку было не до конца сгоревшее деревянное сооружение. Из него вытащили все доски, которые на что-то еще годились. Из этих досок и других подручных материалов соорудили каркасы для сугробов, которые потом закрыли этой белой тканью. Также полосы ткани растянули перед сугробами, чтобы закрыть землю. Несколько «сугробов» сделали с ручками как у носилок, чтобы перемещать их по кадру и закрывать то, что не закрыто. На окна и подоконники накидали ваты. Нарезали сосулек из пенопласта и развесили их.

Что там, за кадром? Будни и трудности киносъемок

Что там, за кадром? Будни и трудности киносъемок

Что там, за кадром? Будни и трудности киносъемок

Оценив итог работы, художники решили, что это хорошо и отправили фотографии режиссеру в Питер. Ответ пришел незамедлительно — «все ужасно, переделывайте». Люди в группе были опытные, поэтому ничего переделывать не стали, а через два дня отправили те же фотографии, но уже в другом порядке. В этот раз режиссер похвалил, но велел сделать сугробы «более пологими» с указанием конкретных мест. С этим уже не поспоришь, поэтому, негромко ворча, как муравьи перед дождем, ребята приступили к работе. И вот тут пошел снег. Хороший такой. Настоящий. И за два дня все завалил. Картинка была на загляденье. Были сделаны фотографии и гордо отправлены режиссеру. Режиссер возликовал, свернул съемки в Питере и рванул с группой в Подмосковье. За день до приезда группы наступила оттепель и все растаяло. В итоге, конечно, все было снято, но осадок от осадков у всех остался».

Вот фото одной из декораций с настоящим снегом:

Что там, за кадром? Будни и трудности киносъемок

В принципе, о ситуациях, возникающих в процессе съемок можно писать бесконечно. Но и затягивать нельзя, поэтому просто покажу еще пару работ, которые делались для кино по серьезным заказам. На фото они выглядят не так впечатляюще, как в жизни, но поверьте, работы на них ушла уйма. И роль свою они сыграли. Вот, например, секира, которая сейчас висит в доме у автора этого изделия, вместе с куском декорации. Все, что вы видите (секира, окантовка двери, заклепки), сделано из папье-маше. Фото не очень, но в реальности, для того чтобы распознать подделку, есть только один способ — щелкнуть пальцем по лезвию. Что все и делают и очень удивляются, что оно не звенит.

Что там, за кадром? Будни и трудности киносъемок

А эту клетку заказали для одного очень концептуального видеоклипа. Требование заказчика — абсолютная натуральность, поскольку «будут только крупные планы, так как внутри будет сидеть почти полностью обнаженная певица». Художнику пришлось искать специальные вырубки, где он смог набрать ивовых прутьев нужного размера. Как он сумел сплести эту клетку без единого гвоздя — это отдельная история. Ибо все происходило зимой, на морозе:

Что там, за кадром? Будни и трудности киносъемок

На самом деле мы довольно часто общаемся за чаем с нашими друзьями-киношниками, где, по традиции, они со смехом рассказывают множество историй о своей работе, часть из которых мы представляем вашему вниманию. Никаких особых выводов делать не стоит, это просто рассказ  о буднях мастеров «параллельного мира». И, как поется в одной известной песенке из мультфильма, «кто в этот мир попал, навеки счастлив стал». Хотя наши друзья с этим категорически не согласны 🙂

Источник

Интересные статьи