Четыре драгоценности кабинета ученого: рисовая бумага

Четыре драгоценности кабинета ученого: рисовая бумага

Те, кто соприкасался с китайской или японской живописью, наверняка слышали о четырех драгоценностях кабинета ученого, без которых немыслимо создание каллиграфической или живописной работы. Это рисовая бумага, кисть, тушь и тушечница. Сегодня я приглашаю вас познакомиться с одной из драгоценностей, бумагой.

Четыре драгоценности кабинета ученого: рисовая бумага

Искусство создания рисовой бумаги появилось в Китае более двух тысячелетий назад, а в 2009 году оно было включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Создателем рисовой бумаги стал мастер Кунг Дань (династия Западная Хань 25-220гг до н.э.), который хотел сделать бумагу, способную на долгие годы сохранить портрет его учителя Цай Луня.

Долго его усилия не давали результата, но однажды он обратил внимание на ствол старого сандалового дерева, упавший в реку. Вода и солнце обнажили лежащие под корой длинные волокна. Кунг Дань стал использовать их в своих экспериментах.

Четыре драгоценности кабинета ученого: рисовая бумага

И вот его усилия увенчались успехом: он создал бумагу с новыми свойствами. Нежная, но прочная, плотная, но не жесткая, эта бумага может храниться тысячелетие, не теряя качество и не меняя текстуру, сохраняя яркость и свежесть туши и красок. А еще ее впитывающие свойства позволяют получать множество эффектов в зависимости концентрации туши и техники мазка.

Европейцы называют эту бумагу рисовой, а в Китае она носит название Сюань, по местности, где она появилась и делается по сей день.

В августе созревает рис с длинными стеблями, растущий на песчаной почве — именно его солома нужна для бумаги. Второй компонент — волокнистая часть коры сандалового дерева. В бумаге высокого качества, ее доля составляет около 80%.

Четыре драгоценности кабинета ученого: рисовая бумага

Кору и солому замачивают, запаривают, кипятят, а затем выкладывают на так называемые сушильные дворы, а на самом деле сушильные холмы, площадь которых составляет миллионы квадратных метров.

Четыре драгоценности кабинета ученого: рисовая бумага

Полгода солома и кора остаются под солнцем и дождем, приобретая белый цвет. Затем начинается трансформация: сырьё измельчают, мнут,

Четыре драгоценности кабинета ученого: рисовая бумага

прессуют, обрезают, снова измельчают, превращают в пасту, проминают,

Четыре драгоценности кабинета ученого: рисовая бумага

промывают создавая бумажную массу.

Четыре драгоценности кабинета ученого: рисовая бумага

Затем частицы бумаги вылавливают из раствора с помощью большого бамбукового сита (самый распространенный стандартный размер листа рисовой бумаги 138*69 см). Эта операция требует согласованности и точности движений, ведь лист должен иметь одинаковую толщину по всей поверхности.

Четыре драгоценности кабинета ученого: рисовая бумага

Потом листы снимают с сита и складывают в стопки, отжимают под прессом, затем мастер с помощью напёрстка с металлической пластинкой отделяет каждый лист и разглаживает его на вертикальной печи для окончательной просушки.

Четыре драгоценности кабинета ученого: рисовая бумага

Далее листы обрезают и упаковывают.

Четыре драгоценности кабинета ученого: рисовая бумага

Всего процесс создания рисовой бумаги включает 108 шагов и занимает до двух лет. Технологии остались теми же, что и тысячеление назад, никакие современные машины не используются и секреты мастерства передаются устно от мастера ученикам.

Такая неспешность и приверженность традициям может показаться дикой современному человеку, но, может быть, если вы создаете нечто, предназначенное для тысячелетней жизни, только так и можно?

Все фотографии взяты из интернета.

Источник

Интересные статьи