Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Лакцы — одна из народностей Дагестана, населяющая местечко Балхар, в горной части Акушинского района. Этот небольшой аул с давних времен является центром народного творчества, сосредоточением таких видов искусств, как ковроткачество и изготовление игрушек. Но особенно пользуется известностью балхарская керамика.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Аул Балхар.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

По некоторым данным производство изделий из глины на территории Дагестана восходит ко времени неолита. Одни из самых ранних черепков, которые находят при археологических раскопках, датируются VI-V тысячелетиями до нашей эры. Подобные части керамических изделий имеют довольно аскетичные формы и не отличаются изяществом. Однако с течением времени гончарное дело совершенствуется. Более поздние черепки начинают проявлять тонкость изготовления и развитие художественного вкуса у народов, населявших эти края. К III тысячелетию до нашей эры появился гончарный круг и был существенно усовершенствован процесс обжига, что самым благоприятным образом сказалось на керамике. К I тысячелетию до нашей эры просматривается производство крупных сосудов для хранения масла, вина и зерна. В период раннего средневековья в Дагестане уже сложились известные нам основные центры гончарного мастерства: Балхар, Джули, Кахуль, Эндери, а также Сулевкент, лезгинский аул Испик и некоторые другие. Но особенно способствовал развитию обработки глины приход арабов в VII веке и активное вовлечение населения в международную торговлю. Качественный скачок обеспечила потребность в изготовлении глиняных изделий для широкого круга заинтересованных покупателей, когда стало необходимо конкурировать с другими гончарами.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Легенда гласит, что первым открыл искусство общения с глиной некий добрый бедняк Калкуччи, который научил всех односельчан этому мастерству, однако самые изящные изделия получались только у женщин. Поэтому в былые времена лепкой из глины занимались исключительно женщины, а мужчины развозили готовые изделия на повозках по всему Дагестану. В настоящее время этим старинным ремеслом занимаются и женщины, и мужчины.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Развитию гончарного производства способствовали обширные залежи нескольких видов глины, залегающих вблизи села. Мастера используют гончарный круг, но посуду, к примеру, не вытягивают из единого куска глины, а используют глиняные мягкие жгуты для наращивания формы, после чего тщательно разравнивают поверхность. Белая и желтая глины используются в качестве краски, для росписи изделий перед обжигом. Причем желтая глина после печи обретает выразительный красный оттенок. Запекают керамику в особых печах, которые здесь называют «чара» — это сооружение из двух этажей, где на втором располагаются глиняная посуда, а на первом разводят огонь.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Дагестанские гончарные изделия делают обливным и необливным способом. В ауле Балхар изготавливается именно первый, можно сказать реликтовый вариант.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Современная балхарская керамика, безусловно, сохраняет в себе черты старинных изделий, ведь в этом месте очень трепетно относятся к традициям и чтят заветы предков. Поэтому даже самый новый горшок, буквально вчера остывший после обжига, будет не менее красив и аутентичен, нежели его старинные собратья.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Изделия характерны сдержанностью, выверенностью форм, элегантностью и выраженной, узнаваемой индивидуальностью. В основном изготавливаются разнообразная посуда, предметы интерьера, свистульки, колокольчики, фигурки людей и животных, отображающие простую, полную трудов повседневную жизнь горцев.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика привлекает удивительной скромностью исполнения, преисполненной достоинства, доброты и загадочности. Посуда славится тонкостенностью, легкостью, прочностью и чудесной, самобытной росписью. Стоит упомянуть, что выдающийся поэт и прозаик Расул Гамзатов упоминает балхарских гончаров в своей книге «Мой Дагестан». Малоизвестная за пределами Дагестана, балхарская керамика завоевывает в последнее время все больше поклонников и ценителей этого вида искусства. Также можно все чаще увидеть удивительную балхарскую керамику на выставках и в музеях, ведь это настоящее чудо горного Кавказа.

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Балхарская керамика. Народные промыслы Дагестана

Источник

Интересные статьи