Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

В Популярной художественной энциклопедии сказано, что Обри Винсент Бердслей — «... английский рисовальщик...» Характеристика более чем скромная! Правда, ниже можно прочесть, что художник развивал символистские тенденции прерафаэлитов и что его рисунки, отмеченные болезненной утончённостью и декоративным изяществом образов, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов, сыграли важную роль в формировании графики стиля модерн.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Эта, мягко говоря, сдержанная характеристика совсем не отражает масштаб творческой личности и восторженное признание  художника в Европе и, в частности, в России. Русские художники конца ХIХ-начала ХХ веков (в частности, «Мир искусства»)  высоко ценили новаторство, невероятную свободу фантазии, бесподобную гармонию и выразительность его графических работ, безупречный вкус и стиль. Я хотела бы отдельно поговорить об этом на страницах Ярмарки Мастеров: тема богатая! А пока — о художнике, которого другой, русский художник, Сергей Маковский, назвал: «Черным алмазом» эпохи модерн (кстати, предисловие А. Басманова названо именно так).

Обри Винсент Бердслей родился в Брайтоне, небольшом приморском городке Англии, 21 августа 1872 года в семье среднего достатка. О семье известно мало: ранняя смерть отца и то, что в жизни Обри Бердслея были два близких человека — мать и сестра Мабель, с которой они были очень дружны. Мальчик рос нежным и слабым, впечатлительным, замкнутым и гордым, а в школьные годы отличался храбростью и сдержанностью. Уже в 4 года определился его талант в рисовании и любовь к музыке. Мальчик выступал с фортепианными концертами (вместе с сестрой Мабель) и прослыл юным вундеркиндом.

К сожалению, рано проявило себя и тяжелое заболевание, диагноз туберкулёз определил его судьбу уже с 7 лет.

Совсем юный художник-подросток начал рисовать цветными карандашами меню и пригласительные карточки, зарабатывая довольно значительные для ребенка суммы. В школе, а затем в гимназии — прилежный ученик, любимец наставников, поощрявших его увлечение рисованием и чтением. В те годы Обри иллюстрировал «Юбилейный отчет состязания в крикет», рисовал комические иллюстрации к учебнику истории. Увлекался театром, играл первые роли в театральных представлениях, которые сам же и организовывал. Так продолжалось до 1888 года, в 16 лет завершил образование, продолжая самообразование чтением множества книг, которые очень любил. Бердслей собирал книги всю жизнь, современники восхищались его библиотекой, его эрудицией, считая одним из самых образованных людей своего времени.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Жак-Эмиль Бланш. Портрет Обри Бердслея, 1895.

После учебы — работа чертёжником в мастерской архитектора. Семья переехала из Брайтона, который художник очень любил, в Лондон. Юного художника привлекали музеи и галереи, мир искусства и великих художников прошлого: А.Дюрера, С. Ботичелли, Микеланджело. В Лондоне обучался в школе живописи, посещал вечерние классы рисования при Лондонском университете.

Меценат и торговец книгами Ф.Эванс, познакомившись с работами молодого художника, заказал ему иллюстрации к двухтомнику «Сказаний о короле Артуре». С выходом книг пришло признание, настоящий, большой успех. А графические иллюстрации к легендам о герое британского эпоса ознаменовали новую эпоху в искусстве книжного оформления, искусстве графики, признанным шедевром.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Заслуженный успех, большая творческая победа, но всё это на фоне развивающейся тяжелой болезни. Уже в 1889-м году началось кровохаркание...

И всё же успех и талант никогда ему не изменяли! Бердслей много рисовал для газет и журналов.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Развивал свою, неповторимую, оригинальную манеру и технику, восхищавшую даже самых искушенных мастеров и зрителей.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Даже небольшие виньетки Обри Бердслея, которых он нарисовал множество, — истинные шедевры.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Гротескные, парадоксальные образы невероятной выразительности и лаконичности были совершенно новы и притягательны.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Слава художника росла, росла и вместе с тем принимала несколько скандальный оттенок. Серьёзные критики приветствовали появление нового яркого художника, а газеты обличали декадентство.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

В широко известном издании «Желтой книги» Обри Бердслей был не только художником, но и редактором. В том же 1884-м году с иллюстрациями Бердслея вышла одноактная трагедия Оскара Уайльда. Поразительное сочетание текста и иллюстрации, талантливейшая, невероятно стильная, изысканная и полная трагизма интерпретация. Трудно найти более проникновенное и органичное оформление писательского замысла зрительными образами.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

«В теплицах порока, где гибла его душа, так часто ускользавшая из мира, демоническое сладострастие смешалось с демоническим весельем... символы неба и ада оделись в пёстрые травести уличных маскарадов... Бердслей положительно слишком изысканный мастер и слишком безумный художник, чтобы быть опасным для добрых нравов. ...в этом направлении он идёт так далеко, что не только доходит до предела, но достигает совершенства, какой-то совсем исключительной завершенности». Эти слова я взяла из замечательного комментария Сергея Маковского, русского поэта и художественного критика.

Но далеко не все современники были готовы к глубокому пониманию и художественному восприятию работ Бердслея. Прозвучал призыв «предписания со стороны парламента считать подобные вещи незаконными»!

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Наверное, иллюстрации к комедии Аристофана «Лисистрата» 1896 года вызвали вот такой отзыв: «Все писатели сходятся в том, что творчество Бердслея сплошь порочно, сладострастно, греховно; что в нём торжествует извращенность декаданса»!

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Благополучие, пришедшее вслед за известностью, на какое-то время несколько улучшило его здоровье и позволило примкнуть к современным ему денди. Поэт Артур Симонс рассказал о той поре: (Бердслей) «входил в зал... всегда держа свой большой из золоченой кожи портфель с большими листами великолепной старинной, линованной красным бумаги; он часто раскрывал портфель и вписывал несколько строк карандашом». Высокий стиль — это не только его творчество, это его суть.

Да, Бердслей был не только художником, известны его поэтические опыты и его проза. Денди, меломан, библиофил — этими титулами он гордился! Великий читатель, великий иллюстратор. Мир книги был для него реальным, реально существующим  миром. Он был знаком с художником Джеймсом Уистлером, с Оскаром Уайдьдом — мэтрами, идеологами и символами эстетства и дендизма.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Процесс 1895-го года и осуждение Оскара Уайльда для Бердслея — трагическое событие.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

1896-й — «золотой год» художника, творческий и плодотворный. Созданы иллюстрации для книги «Али-Баба и сорок разбойников» и многое другое. Удивительно, но факт: Обри Бердслей был начисто лишен тщеславного карьеризма, реально являясь вождём нового направления в искусстве, к тому же одним из самых обаятельных. Он был истинным аристократом духа!

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Однако здоровье ухудшалось, не спасал мягкий климат Франции. В письмах — ужас перед смертью и всё же надежды, творчество. Бердслей принимает католичество, надеясь на религию, как на спасение. Отрекается от своих «великолепных непристойностей», просит уничтожить все экземпляры иллюстраций к «Лисистрате» и другие эротические рисунки.

По счастью, друзья его не послушали.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Обри Бердслей умер 7 марта 1898-го года. Умер 25-тилетним.

И ещё одна цитата из предисловия А. Сидорова к замечательной книге «Обри Бердслей» (издание 1992-го года): «...у каждого творца в искусстве должна быть своя эротика, если он действительно отражает в микрокосме своего творчества макрокосм жизни».

Конечно, работы Обри Бердслея нашли своё отражение и в быту. Показать это вам я задумала давно, когда впервые встретила замечательный фарфор с его сюжетами. Так сказать, «изданием» этих вещиц занималась The Beardsley Collection Poole. England, к сожалению, я не нашла материалов об истории этого фарфора, только то, что фарфор малотиражный, выходил под жесткими ограничениями на повторы и полностью исключал подделки и фальсификации. Такие условия, естественно, повышают коллекционную ценность этого фарфора. Полюбуемся!

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Декоративная тарелка, вероятно, сюжет — танец семи покрывал из Саломеи.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Зеркальце с сертификатами подлинности. Выставлено на аукционе (цена 11 тысяч, возможно, стартовая).

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Персонаж той самой Лисистраты.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Неформатные фото постараюсь добавить в приложении. Насколько я узнала, этот фарфор датируется 70-ми гг. прошедшего века. К тому же времени относятся и эти замечательные предметы коллекционирования: пряжки. Прямая отсылка к... культуре и стилю хиппи! Такие пряжки из олова и, вероятно, латуни были на пике хипповской моды и очень востребованы коллекционерами наших дней.

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Случались и такие обращения к творчеству художника:

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Aubrey Vincent Beardsley — «Черный алмаз» эпохи модерн

Но не буду о грустном, или, точнее, о пошлом. Вот уж воистину, не дано предугадать, как отзовётся...

Спасибо за ваше внимание!

С неизменным уважением, Жанна (gvasi).

Источник

Интересные статьи