А что вы знаете о «родной нечисти»?

А что вы знаете о «родной нечисти»?

9 октября в выставочном зале Областного Дома народного творчества в г. Калининград открылась выставка «Как на Лысой горе…».

Все знают англоязычный праздник «Хэллоуин». Но много ли людей может похвастаться знаниями о «родной нечисти»?

Суеверия не так страшны, если о них знаешь. Баба Яга, Кот-Баюн, Леший и Кикимора, оказывается, милейшие создания, если с ними познакомиться поближе.

Славянские суеверия бытуют на земле около четырех тысяч лет.

Люди верили, что человек рождается чистым и непорочным. А если что-то в его жизни происходит не так, то виноваты в этом бестелесные создания. По сути, вера в добрых и злых духов была своего рода «кодексом этики». Веди себя «правильно», и все в твоей жизни будет хорошо. А как это «правильно»? «Что будет, если нарушу правила?» Эти и другие многочисленные вопросы легко объяснялись присутствием потусторонних сил.

Начнем знакомство?

А что вы знаете о «родной нечисти»?

Леший — старший над всеми бестелесными созданиями. Принимал любой облик. Обычно появлялся в сопровождении волка и ворона. Мог провоцировать людей на поступки, чтобы определить, «плохой» или «хороший» человек. А от этого зависело, как с этим человеком будут поступать его (Лешего) подчиненные.

Если человек «хороший», ему будут помогать.

Если «плохой», воспитывать и возвращать «на экзамен» к Лешему.

А что вы знаете о «родной нечисти»?

Домовой — старший по дому. Если хозяин родивый, Домовой ему помогает, и все в хозяйстве спорится. У Домового была жена Домаха (Домушка) — отвечала за приготовление еды и всю кухонную утварь. Если люди в доме начинали по какому-то поводу ругаться, то она могла и еду пересолить, и хлеб в печи спалить… «Сигнализировала», что что-то в доме неладно.

В подчинении у Домового был Дворовый и Овинник. Дворовый отвечал за чистоту двора, порядок в хранении запасов, инструментов и упряжи (изображался с метлой и большой связкой ключей); Овинник отвечал за ухоженность домашнего скота. Если, например, хозяева к своим животным относились не бережно, мог угнать скот с пастбища («к другим хозяевам»).

А что вы знаете о «родной нечисти»?

Помощь в возделывании земли, сборе урожая оказывал Полевник.

А что вы знаете о «родной нечисти»?

За сбор лесного урожая (орехи, грибы, ягоды) отвечал Лесовичок. Помогал всем, кто бережно относился к природе. Но мог и совершенно пустым выпроводить из леса. Многие до сих пор, входя в лес, кладут на пенек конфетку.

«Хорошего» человека от злой чащи и топкого болота спасала Кикимора. «Дурного» человека наоборот могла заманить подальше и погубить.

А что вы знаете о «родной нечисти»?

Удачу в рыбной ловле и всем, что связано с водой, обеспечивал Дядюшка водяной.

А что вы знаете о «родной нечисти»?

Вострух (Дух с острым слухом) жил в доме за печкой. В его обязанности входило будить хозяев в случае опасности (пожара, наводнения, злоумышленников), а также выпроваживать непрошенных гостей, воров, врагов или тех, кто просто доставлял неудобство хозяевам.

Вероятно, о Духе, защищавшем всю землю писал Пушкин «Здесь русский ДУХ»

А что вы знаете о «родной нечисти»?

На тех, кто плохо вел свое хозяйство, спустя рукава относился ко всем делам, Домовой насылал Барабашек-Шалунишек. Они вредничали, прятали вещи и т.п., таким образом приучали все класть на свои места, держать дом в чистоте.

А у вас Барабашки шалят?

А что вы знаете о «родной нечисти»?

Банник жил, соответственно, в бане. Отвечал за «правильный пар», чистоту и безопасность. Чтобы печка в бане топилась, не было угара, не росла плесень, а парная процедура была только полезной для организма. У Банника была шапка-невидимка, с которой он не расставался, поэтому его никто не видел. Раз в году, в ночь на Ивана Купала, Банник оставлял свою шапку-невидимку на лавке. Если человек ее воровал и не был пойман Банником до восхода солнца, становился ее пожизненным владельцем («Не пойман — не вор»). Попался — погиб.

А что вы знаете о «родной нечисти»?

«Плохим» людям (склочникам, пьяницам, ворам) на плечи забирались Злыдни и портили человеку жизнь. Единственный способ избавиться от Злыдня (довольно тяжелой ноши) — встать на праведный путь. Если человек не исправлялся, Злыдни губили человека окончательно.

А что вы знаете о «родной нечисти»?

Баба Яга — персонаж практически реальный. Прототипом образа служили реальные женщины. Если женщина рождалась или приобретала увечья в детстве, ее никто не брал замуж (она до смерти оставалась «Ягодка»). Соответственно, выживать ей приходилось самостоятельно (без поддержки мужской силы). Обычно такие женщины жили за пределами населенных пунктов, занимались врачеванием, сбором трав. Принимали роды. Единственным способом выходить младенца, рожденного до срока, была процедура «дозревания», когда малыша заворачивали в тесто и отправляли в остывающую печь на лопате. Доставая наружу или погружая глубже, Баба Яга регулировала температуру. Не всегда, естественно, ребенок выживал. Но людям, убитым горем, казалось, что во всем виновата Баба Яга. Это она «испекла и съела ребенка», т.к. «похороны» Яга тоже брала на себя. По славянским обычаям покойников не предавали земле, а сжигали на ритуальных кострах. Делалось это через несколько дней. И чтобы тело не истерзали дикие звери, покойников держали на высоте. Основанием обычно служил пень старого дерева. Отсюда, вероятно, и родился образ Избушки на курьих ножках, в которой живет Баба Яга.

Яге доверяли детей, когда уходили на работу. Своего рода «детский сад» в современном понятии.

Филин (или Сова)докладывали Бабе Яге все, что происходило ночью.  

А что вы знаете о «родной нечисти»?

Кот-Баюн — проверял силу духа богатырей. Если богатырь оказывался слабовольным, малодушным, верил сказкам Кота про счастливую жизнь в других землях, Баюн его «убаюкивал», и богатырь засыпал навечно. Если Богатырь смело отстаивал свою родную землю, не реагировал на соблазны, Кот-Баюн становился верным помощником в доме богатыря, нянчил детей, рассказывал им поучительные сказки.

А что вы знаете о «родной нечисти»?

Эти увлекательные истории о героях суеверий рассказал и воплотил в керамике Олег Кодаченко. Родом из Палеха. Вся родня — художники (дед, дяди — богомазы, брат — резчик по дереву). «Творчество» впитано с детства. Рисовал всегда и везде: в школе, армии (ВМФ, подводник, Калининград).

На пенсии прошел курс гончарного мастерства в строительном ПТУ. Соловьева Олега Ивановича считает своим «проводником в мир глины». Работать на гончарном круге получилось почти сразу, а это большая редкость! Мелкую пластику осваивал самостоятельно. Творческий путь: знания из литературы и всевозможных источников, помноженные на собственную фантазию и многочисленные эксперименты.

Герои, воплощенные в металле, чуждые для славянских земель. Символизируют Восточные земли. Это и понятно. Их автор — Алексей Назарец — приехал в Калининград в 2013 г. с Дальнего Востока; родные корни — Кубань, Ростов, казаки… По образованию — учитель физ. воспитания и начальной военной подготовки. В Благовещенске преподавал в институте речного транспорта.

Любовь к ковке от отца — мастера-производства кузнечных дел. От него — знания, первые уроки, первая совместная мастерская. Красота и фантазия — из собственной души. Потом была большая мастерская по художественной ковке в Биробиджане. Теперь переехал поближе к друзьям и детям. Назарец выполняет крупные работы по оформлению интерьеров (лестницы, балконные перила, камины и т.п.); и небольшие интерьерные скульптуры. Ковку нельзя поделить на «работа» и «для души», т.к. все выполняется с большой душой, виртуозностью и мастерством. Принципиально не использует «фабричных» заготовок. Все своими руками. «Металл — он живой и не терпит к себе формального обращения», — считает Алексей Петрович.

Смотрите сами.

А что вы знаете о «родной нечисти»?

А что вы знаете о «родной нечисти»?

А что вы знаете о «родной нечисти»?

А что вы знаете о «родной нечисти»?

А что вы знаете о «родной нечисти»?

А что вы знаете о «родной нечисти»?

А что вы знаете о «родной нечисти»?

Если знаете приметы, поверья, обряды, связанные с лягушками, скопионами, подковами, колокольчиками, рыбками, дверными ручками — пишите в комментариях.

Особой любовью посетителей на выставке пользуется настоящая избушка на курьих ножках со своей хозяйкой — Бабой Ягой (автор — Приемщикова Наталья).

А что вы знаете о «родной нечисти»?

В Калининграде Наталья с 1998 г. Основной вид деятельности — мебельное производство. Куклами увлеклась около 5 лет назад и, наверное, навсегда.

А что вы знаете о «родной нечисти»?

Многие приметы мы помним с детства. Какие-то пришли в нашу жизнь позднее.
Олега Николаевича с удовольствием слушают посетители выставки.

А что вы знаете о «родной нечисти»?

21-й век! «Тьфу, тьфу, чтобы не сглазить!», -—говорили?

А видели, как рыбаки в лунку водочки подливали? («На удачную рыбалку для Дядюшки водянова»).

Пишите. Давайте создадим свою «Антологию примет и родной нечисти»!

В публикации использованы фотографии с выставки Е. Чепиноги и Л. Яковлевой

Источник

Интересные статьи