Как снимали «Ну, погоди!»

В СССР было много замечательных мультиков, но если задавали вопрос, какой мультик ты любишь больше всего, подавляющее большинство детей в 70-е — 80-е годы отвечали — «Ну, погоди!» Да и взрослые с удовольствием смотрели сериал про приключения обаятельного хулигана Волка и совсем не такого уж простого Зайца.
Как снимали «Ну, погоди!»

Говорят, что изначально «Ну, погоди!» был госзаказом — чиновники решили дать диснеевским мультикам адекватный ответ и выделили солидный по тем временам бюджет. Не знаю, насколько это правда. Диснеевские мультфильмы в те года не могли быть конкурентами нашей мультипликации. Не потому, что они были хуже, нет. Наоборот, диснеевская мультипликация всегда была эталоном. И советские мультипликаторы поначалу учились именно по диснеевским мультикам. С диснеевскими мультфильмами в то время наш зритель был просто мало знаком.
Так это были или иначе — уже не важно. На киностудию «Союзмультфильм» пригласили молодых, популярных и довольно известных юмористов Курляндского, Хайта, Камова и Успенского и попросили сделать что-нибудь смешное. Курляндский с Хайтом придумали сюжет. Решили, что это должен быть фильм-погоня. Выбирали, кто за кем гонится, перебрали разных персонажей: сначала думали взять лису и петуха, потом — лису и зайца, и наконец остановились на волке и зайце, как наиболее привычных для нашего фольклора персонажах. Своим изобретением, по их мнению, было то, что Волк — дурошлёп, не такой диснеевский злодей, а персонаж, сам часто попадающий в яму, которую копает другим. Сначала изобретать видеотрюки помогал Камов, но потом остались только Курляндский с Хайтом.
Как снимали «Ну, погоди!»
Как снимали «Ну, погоди!»
История этого мультфильма началась ещё до создания первого, знакомого каждому, выпуска. В 1969 году режиссёром Геннадием Сокольским была снята первая серия, главная идея которой легла в основу знаменитого сериала.
Как снимали «Ну, погоди!»
Однако его образы Волка и Зайца подверглись цензуре. Было рекомендовано кардинально изменить имидж персонажей, облагородить их — руководству показалось, что Волк и Заяц слишком злые, а советским детям нужны добрые герои. На переделку художник не пошёл и отказался от дальнейшей работы. В дальнейшем поменялась графика, юмор, возраст и внешний облик персонажей, однако, главная идея оказалась неизменной.
После Сокольского многие режиссёры отказывались от вроде бы простецкой затеи, говорили: «Ну что это такое?! Какая тут идея?! Это мелко!». А Вячеслав Котёночкин сказал: «В этом что-то есть!».
Как снимали «Ну, погоди!»
«Заяц у меня сразу получился, — рассказывал В. Котёночкин, — с голубыми глазками, розовыми щёчками, вообще очень положительный.
Как снимали «Ну, погоди!»
А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные чёрные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен был Волк».
Как снимали «Ну, погоди!»
Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучивал Высоцкий, делал пробы его голоса с хрипотцой. Высоцкий подошёл к делу с энтузиазмом, даже собирался написать для Волка песню. Но тут вмешалась цензура — бард был под запретом.
Как снимали «Ну, погоди!»
Утвердили бесподобного Анатолия Папанова.
Как снимали «Ну, погоди!»
В качестве привета Высоцкому в первой серии Волк насвистывает мелодию песни «Вертикаль» («Если друг оказался вдруг…») — когда лезет по канату к Зайцу.
На роль Зайца без всяких проб взяли Клару Румянову.
Как снимали «Ну, погоди!»
И уже на показе первой серии мультфильм сорвал овации. Начиная с 1969 каждый год на экранах появлялась новая серия. К сериалу прочно присоединился эпитет «народный». Несколько раз Котёночкин готов был распрощаться с Волком и Зайцем и поставить точку в работе над мультфильмом, но уступал многочисленным просьбам зрителей.
«Ну, погоди!» — история повседневности, обыденности 70-х. Той повседневности, которая не документируется в официальных источниках, а сохраняется только в памяти страны. Вместо мультфильма о том, «что такое хорошо и что такое плохо», у Котёночкина получился социально адаптированный мультфильм-эпоха, открыто ироничный и непокорный.
На экране — чётко узнаваемые типажи. Волка-пэтэушника и сейчас можно встретить вечерком в спальном районе.
Как снимали «Ну, погоди!»
(фото рабочих моментов создания мультфильма)
Заяц из положительного героя превратился в того еще зверька.
Как снимали «Ну, погоди!»
(фото рабочих моментов создания мультфильма)
Слабость его — напускная. Небольшой рост и скромная комплекция вынуждают его быть находчивым, но руководствуясь врождённой хитростью, тот успевает и спровоцировать Волка, и вдоволь над ним поиздеваться.
Однажды Русаков, художник, стоял в очереди за водкой, и перед ним один мужик сказал другому: «Волк — это мы, работяги, а заяц — это интеллигент. Как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается».
И все события развиваются на фоне советского быта. Вокруг — атмосфера «культурного отдыха» граждан. Эзоповы звери из «Ну, погоди!» развлекаются в Луна-парке…
Как снимали «Ну, погоди!»
…ходят в цирк…
Как снимали «Ну, погоди!»
… и музей…
Как снимали «Ну, погоди!»
…катаются на теплоходе…
Как снимали «Ну, погоди!»
… посещают эстрадные концерты…
Как снимали «Ну, погоди!»
…и занимаются спортом.
Как снимали «Ну, погоди!»
Живут самой что ни на есть обычной жизнью. Вот и спустя десяток серий Заяц переселяется в уютную однокомнатную квартирку.

Как снимали «Ну, погоди!»
Волк прозябает в своей холостяцкой берлоге с ободранными обоями на стенах.
Как снимали «Ну, погоди!»
А вокруг — городской пейзаж — пятиэтажные хрущёвки.

Как снимали «Ну, погоди!»
Одним словом, мультфильм получился очень «своим» и понятным каждому жителю той страны. Его «народность» с первых же серий не нуждалась в доказательствах.
Долго искали фразу, которая не только соответствовала бы сюжету, но и давала бы зрителю надежду на продолжение. Обсуждались разные варианты: «Ну, подожди!», «Ну, погодите!»… Но точку в этом споре поставил Феликс Камов, произнеся: «Ну, погоди!»
Когда один из сценаристов — Феликс Камов — уехал в Израиль, что было равносильно предательству Родины, начальство перестраховалось, и «Ну, погоди!» прикрыли. Через некоторое время Папанову в Кремле вручали награду. Тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный поинтересовался у него, как там дела с «Ну, погоди!». «У них на студии конфликт. Кто-то там за границу уехал», — ответил Папанов. «Ну, кто-то же остался! — воскликнул Подгорный и добавил: — Между прочим, мне этот мультфильм нравится, и моим детям и товарищам тоже». Вернувшись на студию, Папанов рассказал об этом диалоге, и вскоре мультфильм опять запустили в работу.
Как снимали «Ну, погоди!»
Как снимали «Ну, погоди!»
Как снимали «Ну, погоди!»
(фото рабочих моментов создания мультфильма)
В мультсериале используется множество популярных мелодий 1960—1980 годов, многие из которых были взяты из архивов Всесоюзного радио, либо с виниловых пластинок из личных коллекций звукорежиссёров сериала. В «Ну, погоди!» звучат музыкальные произведения в исполнении Аллы Пугачёвой, Шику Буарке, Герба Алперта, Digital Emotion, Билла Хейли, Джеймса Ласта, Песняров, Землян, Эдиты Пьехи, Муслима Магомаева, Поля Мориа, Франка Пурселя, Эрла Скраггса, Игоря Скляра и других.
Музыка в заставке каждой серии — это венгерская мелодия «Vízisí» («Водные лыжи»). Автор музыки — Тамаш Деак (Deák Tamás), исполняют венгерский вокальный ансамбль «Гармония» (Harmónia) и танцевальный оркестр венгерского радио (Magyar Rádió Tánczenekara).
В 1970-е годы программа мультфильмов по Центральному телевидению обычно предварялась краткой мультипликационной заставкой (впоследствии использованной как пролог к «телевыпускам»). Под музыкальное сопровождение титров к «Ну, погоди!» Волк гнался за Зайцем, к ним постепенно присоединялись другие персонажи популярных мультфильмов. В итоге вся компания оказывалась в Останкинском телецентре, где Заяц, не сводя глаз с экрана, отмахивался от попытки Волка его схватить: «Тс-с! Ну, погоди». Волк оборачивался в сторону экрана и забывал о Зайце.
Творческое объединение «Экран» сняло три телевыпуска «Ну, погоди!» (выпуск 1 — 1980, выпуски 2 и 3 (единым фильмом) — 1981). Вместо А. Папанова Волка озвучивает В. Ферапонтов. Автор сценария — А. Курляндский. Режиссёр — Юрий Бутырин. Композиторы — В. Купревич (выпуск 1), Алексей Рыбников и Евгений Крылатов (выпуски 2 и 3). Вячеслав Котёночкин в своих мемуарах и публичных выступлениях давал крайне низкую оценку этим выпускам, квалифицируя их как «убогое дурновкусие».
Как снимали «Ну, погоди!»
После смерти Папанова вновь встала проблема: закрывать ли мультфильм?
Но выяснилось, что звукооператор бережно сохранил все записи актёра, и их использовали в новых сериях уже после смерти актёра. Заменять голос Папанова чьим-то другим тогда не рискнули — из уважения к памяти артиста.
Как снимали «Ну, погоди!»
Как снимали «Ну, погоди!»
В новых сериях рисовал героев не «прародитель» Котёночкин-старший (его нет в живых), а его сын, профессиональный художник. Волка озвучил под Папанова Игорь Христенко — актёр «Кривого зеркала» Евгения Петросяна.
Как снимали «Ну, погоди!»
Помимо основного сериала героев мультфильма использовали в киножурнале «Фитиль»:
Выпуск под названием «Руками не трогать!» (1977) критиковал качество продукции стекольного завода. В этом ролике из уст Волка звучит перефразированная угроза: «Ну, стекольный завод, погоди!». Также был снят выпуск под названием «Запрещенный приём» (1978), критикующий размещение в газете «Советский спорт» рекламных объявлений о приёме спортсменов в средне-специальные учебные заведения («Ну, редакция, погоди!»). Режиссёром обоих выпусков был Вячеслав Котёночкин. В тот же период были также сняты выпуски, посвящённые бракованной обуви («Удивительные башмаки»), музыкальным инструментам («Фальшивый мотив»).
Как снимали «Ну, погоди!»
Как снимали «Ну, погоди!»
Как снимали «Ну, погоди!»
Юрий Бутырин снял также социальные ролики «Окно», «Кран», «Пружина», «Лифт», «Ванна» (все — 1986) с теми же персонажами, а в 1987 году было снято по меньшей мере девять социальных роликов с участием Волка и Зайца. Александр Федулов снял: «Не зная кода…», «Назло зайцу!», «Беспокойная ночь» и «Теплота». Вадим Меджибовский снял: «Да будет свет!», «Мощность», «Рецепт», «Слово и дело» и «Уходя, гасите свет». Дизайн персонажей в этих роликах отличался от оригинального
Как снимали «Ну, погоди!»
Как снимали «Ну, погоди!»
Как снимали «Ну, погоди!»
Как снимали «Ну, погоди!»
Существует рисованный фильм «Волшебная камера», созданный по заказу ЦРКО Рассвет (Союзмультфильм, 1976; режиссёр Виктор Арсентьев, сценарист Аркадий Хайт, художники-постановщики Владимир Крумин, Александр Винокуров), который посвящён пропаганде кинолюбительства. В остроумном мультипликационном сюжете рекламируется кинокамера «Кварц 1×8 С-2». В фильме действуют герои «Ну, погоди!» — Заяц и Волк.
В 1994 году Вячеславом Котёночкиным был также снят рекламный ролик конфет «Джойта» с участием персонажей из «Ну, погоди!». Волка в ней озвучил Владимир Ферапонтов
Как снимали «Ну, погоди!»
Осталось упомянуть о том, что в конце августа 2012 года после обсуждения в ВГТРК категоризации мультфильма в соответствии со вступающим с 1 сентября в силу принятым в 2010 году законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в Интернете появились слухи о якобы принятом решении отнести его из-за сцен насилия или курения к категории «18+» и показывать по телевидению без купюр только после 23:00. В последующем обсуждении упоминалась возможность исключения мультфильма из категоризации из‐за его культурной ценности. В начале сентября отдельные сайты сообщили, что речь шла об ограничении показа не этого мультфильма, а шведского фильма с таким же русским названием, вышедшего в 2008 году, и отнесённого к категории 18 +.

Источник

Интересные статьи